Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Понимание игры в психоаналитической практике

Определение 1

Психоанализ – это психологическая теория, разработанная Зигмундом Фрейдом, а также метод устранения проблем психологического характера.

Сущность и особенности психоаналитической игровой терапии

Впервые в психотерапевтической практике игру использовали в работе с детьми. Считается, что именно в теории психоанализа находятся истоки игровой психотерапии. Несомненно, большую роль в развитии интереса к игровой деятельности сыграли труды З. Фрейда. В своем исследовании «По ту сторону принципа удовольствия» этот ученый выражал собственную точку зрения на игру в качестве средства психического развития.

Применять игру в психоанализе детей впервые стала Г. Хук-Хельмут. По мнению исследователей истории психоанализа, труды этого исследователя исследования во многом предвосхищали развитие концепций А. Фрейд и М. Кляйн, но были незаслуженно забыты. В них она подчеркнула значение игры в жизни ребенка, рассматривая ее в качестве важнейшего метода психоанализа.

В следующие годы идеи использования игры в детском психоанализе получили развитие в трудах М. Кляйн и А. Фрейд. Эти авторы брали игру за основу работы с детьми. Тем не менее, понимание и содержание игр, техника работы с играми были у них разными. Авторы разработали два подхода к пониманию игры, включая ее использование в детской психотерапии. Несмотря на то, что данные подходы взяли за основу категории психоанализа, данное разделение сохранилось и по сегодняшний день.

Используя игру в психоанализе детей, Кляйн взяла за основу предположение о том, что игровые свободные действия ребенка представляют собой символическое выражение содержания психики, бессознательных желаний и фантазий. Таким образом, они становятся аналогом свободных ассоциаций, который представлял собой основной метод психоанализа.

С точки зрения М. Кляйн, в играх происходит экстернализация внутренних конфликтов. Они смягчаются и становятся более переносимыми, то есть в качестве функции игры начинает выступать избавление от преследующих внутренних состояний. Кляйн произвела разработку игровой техники. Этот метод позволил погрузиться в глубокие слои детской психики. Он позволил бы полностью заменить свободные ассоциации при анализе ребенка.

«Понимание игры в психоаналитической практике» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Для облегчения выражения фантазий ученые предлагали детям набор игрушек (каждому свой собственный). Игрушки каждого из них хранились отдельно, в отдельном ящике с замком, при этом ребенок знал, что это его игрушки и что о них знают только исследователь и он сам. Это формировало доверительные отношения между специалистом и ребенком.

По мнению такого исследователя, как М. Кляйн, важно брать за основу работы маленькие, простые, немеханические игрушки. Это связано с тем, что они могут дать возможность детям к выражению широкого спектра фантазий и переживаний. Это могут быть не только фигуры людей, но и прочие игрушечные предметы (например, для игры в магазин, больницу, школу). Также игрушки могут включать краски, бумагу, ножницы, баночку с водой.

В играх дети, как правило, берут на себя роль взрослого. При этом они могут и демонстрировать то, каким образом взрослые (родители) будут вести себя в отношении детей и как должны себя вести. Отношение к игрушкам способно предоставить достаточно важный материал для анализа. В этом случае перенос более явно проявляется в отношениях с игровыми предметами, чем с психотерапевтами.

Ребенку необходимо позволять выражать в игре собственные эмоции и фантазии так, как они возникли. Деятельность специалиста в области психоанализа состоит, в первую очередь, в том, что он должен интерпретировать игровые действия. Это позволяет определить последующее направление, то есть то, как это происходит в процессе интерпретации свободных ассоциаций у взрослого человека.

Ученые наблюдали за игрой детей и довольно активно принимали в ней участие. По сущности, это представляет собой новый сеттинг, который включат игрушки и реальные объекты. В процессе происходила интерпретация элементов игры на основе символических значений. Это давало исчерпывающие, прямые интерпретации бессознательного материала игр.

Игры с детьми в психоаналитической практике

В практической психоаналитической практике специалисты на языке, понятном детям, могут говорить прямо о любовных и сексуальных отношениях, об агрессивности и т.д. Таким образом, появляется возможность интерпретировать отношения между объектами в качестве психологического содержания психики. В этом случае игровое пространство и отношения объектов рассматривается в качестве некоторой «презентации внутреннего мира».

Особую точку зрения на игру и ее значение в психоаналитической практике выразил Д. Винникотт. Игра в его трудах происходила в «переходном» безопасном пространстве, которое находится между внутренним и реальным миром. Игровое пространство нельзя относить только к внутренней (психической) реальности или к внешней реальности. Оно расположено вне индивида и является как бы «мостом» между ними. Пространство игры, таким образом, становится третьей областью, третьей реальностью.

В безопасном игровом пространстве люди могут попытаться реализовать собственные желания, искать, пробовать, быть креативным. Игра здесь представляет собой вид творческого процесса. Он возможен в безопасном потенциальном пространстве между «Я» и н «Я». Так, она становится выражением истинной Самости человека.

В игровой деятельности дети манипулируют внешними объектами и явлениями, внося в них чувства и смыслы из собственного воображения. Главными угрозами для игры выступают:

  • Возбуждение;
  • Высокая степень тревожности (тревога);
  • Инстинктивные влечения и др.

Игру также можно рассматривать в качестве основы для выстраивания психотерапевтических отношений. В ней, благодаря помощи психотерапевта, человек получает подтверждение собственной силы.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 17.11.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot