Понятие и общая характеристика педагогической конфликтологии
Педагогическая конфликтология – это одно из прикладных направлений современной конфликтологии, как междисциплинарной науки, предмет которого составляет изучение содержания, причин и условий педагогических конфликтов, а также выработка эффективных методик их регулирования и разрешения.
Проводя общую характеристику педагогической конфликтологии следует отметить, в ее основе находится такая категория как педагогический конфликт – вытекающее из проблем коммуникативной культуры социальное явление, выражающееся в столкновении интересов участников образовательного процесса.
Иными словами, в основе педагогического конфликта всегда находятся определенные противоречия, в качестве примеров которых исходя из субъектного состава образовательной деятельности, могут выделяться:
- Со стороны педагогического состава: гипертрофированное чувство ответственности за жизнь и здоровье учеников, а также качество предоставляемого образования, неудовлетворенность отношением к себе, отсутствием признания со стороны учащихся, их родителей или коллег, однообразность и бюрократизированность образовательной деятельности, необходимость неукоснительного соблюдение требований образовательной программы и действующей системы преподавания, и т.д.;
- Со стороны обучающихся: объективные особенности психологического строения личности, вызванные возрастными изменениями, индивидуальные черты характера самого обучающегося, непринятие со стороны сверстников, неудовлетворительные результаты в освоении образовательных программ, и т.д.;
- Со стороны родителей обучающихся: завышенные требования к образовательным учреждениям как социальному институту, обеспечивающему воспитание и социализацию детей, личные конфликты с педагогическими работниками, обстоятельства, связанные с социальным статусом родителей.
Таким образом, на основании изложенного можно сделать вывод о том, что педагогические конфликты могут порождаться целым комплексом субъективных и объективных противоречий. При этом уже возникший конфликт в сфере образования влечет множество негативных последствий для его участников, что обуславливает необходимость детального изучения содержания и особенностей соответствующих конфликтов, с целью последующего предложения эффективных путей их преодоления и разрешения.
Виды педагогических конфликтов
В рамках педагогической конфликтологии значительное внимание уделяется рассмотрению вопроса о разновидностях конфликтов, возникающих в процессе образовательной деятельности.
Так, в соответствии с одним из наиболее распространенных подходов педагогические конфликты, с точки зрения причин их возникновения, надлежит дифференцировать на следующие категории:
- Педагогические конфликты, в основе возникновения которых находятся объективные причины: средовые и этнические условия осуществления образовательной деятельности, социально-экономическое положение различных субъектов образовательной деятельности, и т.д.;
- Конфликты, обусловленные особенностями участников образовательного процесса, их поведением;
- Педагогические конфликты, в основе возникновения которых находятся субъективные причины – собственно межличностные конфликты, обуславливаемые особенностями психологии, возраста учеников, учителей и родителей.
Помимо названного подхода, классификация педагогических конфликтов возможна и исходя из их субъектного состава.
Так, например, одной из наиболее распространенных категорий конфликтов, складывающихся в образовательной среде, выступают конфликты между самими учащимися. В их основе могут находится притязания на лидерство в рамках замкнутой социальной группы (коллектива учащихся – класса, группы), проблемы коммуникации между обучающимися, противопоставление группы отдельным личностям, и т.д.
Второй группой в рамках названной классификации педагогических конфликтов выступают конфликты, складывающиеся между учениками и педагогами. В их основе могут находиться проблемы дисциплины, мотивации, ценностных и моральных установок, и т.д.
Кроме того, конфликты в образовании могут возникать и внутри педагогического коллектива. Так, например, в системе «педагог-администрация образовательного учреждения» конфликты могут обуславливаться несовершенством сформированной модели власти и подчинения в коллективе, различиями в подходах к образовательному процессу между молодыми и более опытными преподавателями и руководителями.
В свою очередь между самими педагогами независимо от включения администрации также могут возникать противоречия, обусловленные проблемами организации образовательного процесса, отсутствием преемственности соответствующего процесса между преподаванием в младшей и средней школе, и т.д.
В результате, исходя из обозначенной разноплановости и обширности конфликтов, возникающих в образовательной деятельности, следует отметить, что общей задачей отдельных педагогов, родителей, обучающихся и руководителей организации, осуществляющей образовательную деятельность должно становиться предотвращение конфликтов в рамках учебно-воспитательного процесса.
Структура педагогического конфликта
Важной характеристикой педагогического конфликта, как объекта педагогической конфликтологии выступает его структура. Анализ специальной литературы позволяет сделать вывод, что соответствующими структурными элементами в рамках конфликтов рассматриваемой категории выступают:
- Конфликтная ситуация, то есть совокупность объективных и субъективных условий, сложившихся в процессе образовательной деятельности, и обусловивших возникновение определенного психологического напряжения, которое благодаря тому или иному инциденту способно приводить к открытой конфронтации участников педагогического процесса;
- Стороны конфликта – отдельные личности или малые социальные группы, выполняющие определенные роли в образовательном процессе;
- Объект педагогического конфликта – неосязаемые ценности или ресурсы, по поводу которых возникает конфликт;
- Предмет конфликта – конкретные материальные условия его развития.