Античные философы о конфликтах
В древности не только философы, но и историки работали над осмыслением социальных конфликтов. Важный вклад в становление конфликтологической мысли внесли такие античные деятели, как Геродот, Ксенофонт, Полибий. Необходимо учитывать, что понимание конфликта в античности отличалось от современного. Конфликтология как наука ещё не сформировалась в данный период времени, а потому изучение конфликтов основывалось на критическом методе, точнее, комплексе методов.
Однако в ряде философских произведений, например, в диалогах Платона можно найти информацию о конфликтах. Многие труды древнегреческих ученых имеют строгий, рационалистический характер, а также черты художественного повествования, что свойственно античным источникам.
Первое историческое сочинение, которое дошло до нашего времени полностью - это «История» Геродота. Геродот подолгу жил в Афинах, в том числе в период их наивысшего расцвета. Он поддерживал существующий государственный строй Афин, был хорошо знаком с Периклом, а также с рядом иных афинских демократических лидеров.
Его «История» состояла из девяти книг. Основная тема всех произведений – это борьба между Европой и Азией. Данная борьба привела к греко-персидским войнам. В первых книгах он рассказывает историю данных стран, которые были покорены Персидской империей, рассказывает также о возникающих между ними конфликтах. Однако к историческому повествованию он подключил большое количество анекдотического материала, легенд, вымысла. Именно поэтому его именуют не только «отцом истории», но и «отцом лжи».
Говоря о конфликтах, Геродот не сомневался в том, что миром управляют боги. Именно боги предопределяют наличие конфликтов, вмешиваясь, таким образом, в дела людей. Мифологическую силу, которая управляет миром, он представлял в определённом облике, наделяя её человеческими чертами. Он верил также, что боги завистливы, по этой причине возникают основные конфликты. Причем боги не просто завистливы, но и стремятся к тому, чтобы люди не превышали определённых пределов, были осмотрительны и не заносчивы.
Конфликты в духовной сфере являются весьма разнообразными. Наиболее распространённые среди них религиозные конфликты, а также конфликты, которые возникают в сфере искусства. Нередко возникают идеологические конфликты.
Основные формы данных конфликтов:
- дискуссии;
- критика;
- преследование мыслящих иначе;
- идеологическая борьба.
По мнению античных ученых, разрешить данный вид конфликтов возможно только на основе уважения своей культуры, поддержания традиций и обычаев народов. Только на основе взаимного уважения можно воспрепятствовать возникновению конфликтов.
Рисунок 1. Античная философия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Философия Фукидида
Фукидид – один из современников Геродота. Родился в богатой и знатной семье, получил отличное образование, после чего учился у софистов, принимал активное участие в войнах, а также писал различные работы, в том числе посвященные эпидемии конфликтов. Он не разделял идеи обожествления проведения, являлся рационально мыслящий ученым.
Его взгляд на причины конфликтов, некоторые положения о конфликтах, схож со взглядом Геродота, однако освобождённый от мифологического и мистического антуража. По мнению учёного, жизнь человеческого общества благополучна, так как опирается на согласие. Источник согласия заключается в балансе интересов, однако данный баланс легко нарушить. Соответственно, если лицо, группа лиц или государство проявляет в какой-либо области чрезмерные усилия, а также производится использование своих сил, подобная тактика поведения вызывает у окружающих необходимость дать отпор. Своими невероятными успехами одни субъекты способны возбудить зависть у других и заставить их действовать. Именно поэтому быстро крепнущие державы соперничают с другой господствующей державой.
В качестве другой причины конфликтов он выделяют человеческую природу. В частности, одичание и деморализации греческого общества способствовала возникновению ожесточённых междоусобных войн. На города обрушилась множество тяжких последствий, в том числе, и по причине противоречивости человеческой природы. Основная причина конфликта заключается в заносчивости, наглость, нежелание считаться с окружающими.
Конфликтология Ксенофонта и Полибия
Ксенофонт является третьим среди выдающихся историков античности. Он родился в Афинах, в состоятельной семье, получив как военное, так и более общее образование. Является автором нескольких произведений, в том числе «Анабиса». В нём описываются реальные исторические события, в которых принимали участие греческие наемники при походе против Персидской державы и обратно к Черному морю. Но рациональное и скептическое отношение людей к возникающим ситуациям приводило к конфликтам, возвышая политическую роль, однако умалчивая о некоторых важных событиях в жизни Афин. Изучая конфликты, особое внимание уделялось психологии великих личностей, авторитета.
Его учителем был Сократ, однако философские идеи того времени оказали на Ксенофонта лишь небольшое влияние. А мировоззрение осталась традиционным, что также ярко сказалось на его религиозных взглядах. Он верил во всевозможные знамения, которые в том числе были связаны и с возникающими конфликтами. По его мнению, все, что происходит, происходит к лучшему. Божественное возмездие стало для него определяющей силой.
Полибий также являлся историческим деятелем Греции. Он имел хорошее литературное и философское образование, что позволяло ему рассуждать не только о философских вопросах, но и о природе конфликтов. Он сблизился с римскими аристократами, которые симпатизировали греческой культуре, в результате чего радикально пересмотрел все свои взгляды. Он предполагал необходимость наличия римского господства для Греции, поскольку это означало прекращение междоусобных воин, конфликтов.
По его мнению существует понятие судьбы, соответственно судьба некоторых государств, общества, групп людей и личностей предопределена. Он также выделил циклический подход к изменению форм государственности, а также их перехода друг в друга. По его мнению, изначально люди жили в разрозненном состоянии. Затем они собрались вместе, где выделился наиболее сильный индивид. Между индивидом и другими субъектами на регулярной основе возникали конфликты, в силу которых общество было вынуждено развиваться. Именно значением конфликтов как катализатора общественных отношений обусловлена сущность конфликтов.