Понятие духа. Духовная сфера
Конфликтология духовной сферы изучает понятия духовности и соответственно того, что именуется духом.
Необходимо отметить, что слово дух – понятие весьма неоднозначное. С одной стороны, оно явно отсылает нас к религии, прежде всего, к христианству, где понятие духа тесно связано с понятием Бога. Кроме того, Святой дух является третьей ипостасью единого Бога. Также, слово «дух» применяется в философии, куда оно пришло из античной метафизики. Здесь дух ассоциируется с невещественным началом в мире. Например, согласно Платону, это некие управляющие принципы мира, его определяющее начало.
Духовная сфера включает в себя различные ценности, мораль, этику, идеалы, философские и научные смыслы. Данное понятие выражено в языке, искусстве, науке, религии и философии.
Духовная понимается как нечто не материальное, эфемерное, Несуществующее, например, как вымысел, фантазия, иллюзия. В то же время в человеческом мире людей творят законы, реализация которых невозможно без человеческого духа. Именно человек осознает последствия своих действий, создает что-то своими руками. Поэтому неслучайно научная интерпретация мира в т. ч. характеризуется непредсказуемостью, неопределённостью. Многие учёные считают, что между духом и физическим миром существует неразрывная связь.
Понятие духа отсылает нас ещё к одной обширной сфере – архаической мифологии, а именно к сфере суеверий, магии, тёмных и неведомых сил.
Таким образом, понятие духа разнообразно в своих явлениях. Многие учёные, изучающие данную сферу, даже разработали целую классификацию царства духов, выстраивая их в определенную иерархию. Данное царство становится волшебной страной, где на первый взгляд все просто, как в обычном мире, однако нарушается действие многих физических законов. Однако современные люди воспринимают лишь то, что доказано наукой.
Некоторые учёные делают вывод о связи духа с физической природой человека, говоря о взаимодействии во сне, в изменённых состояниях сознания, во время болезни, насилия, в ходе войн, когда человек охватывает сильные эмоции. Однако психологи до сих пор не знают, чем можно объяснить данное явление – нарушением работы мозга или какими-либо сверхъестественными силами?
Дух и религия
Анализируя этимологию слово дух, можно прийти к выводу о том, что во многих религиях он связан с понятием дыхания, ветра, движения воздуха, а также запаха. Воздух кажется чем-то невидимым, не существующим, однако именно в нём есть движения, это съемная, невидимая сила. Положения о взаимосвязи духа и религии заключаются в следующих положениях:
- Религия полагает, что в каждом человеке живёт дух, например, именно за счет него грудь вздымается дыханием, работая с собственной внутренней силой, которая поддерживает жизнь в человеке. В конце концов, это некоторая животворящая субстанция, которая оживляет тело, а впоследствии уходит от него, отлетает на небеса с последним вздохом.
- На данной точке зрения держится вся архаичная религия, которая верит в силу духа и Бога. Между тем, в духовной сфере также имеются конфликты. Например, согласно религиозным представлениям, вся жизнь человека представляет собой борьбу. Это некое проявление постоянной негативности, борьба за чистый престиж, за признание, но не за что-то ценное. Поэтому данная борьба ведётся не на жизнь, а на смерть.
- Человек склонен к постоянному риску, утверждая, таким образом, свои человеческие ценности. Согласно данной теории человек склонен к риску вследствие наличия у него негативных качеств. Стремясь к риску, человек, таким образом, осуществляет свою свободу. Свобода также есть странное понятие, который всегда вызывало в истории и религии много споров. Однако в контексте свободы важен социальный аспект человеческого существования, поскольку свободный человек может быть именно в социуме.
Духовный конфликт
В религии теория конфликтов начала формироваться в эпоху Просвещения. Именно в данный период изменились представления о духе, появился религиозно-метафорический взгляд на мир. Кроме того, сформировалась система гуманитарных наук, которая изучала человека и человеческий мир, а также его отличие от природного.
Гуманитарные исследователи изучали самые различные сферы человеческой деятельности, и одной из первых являлась сфера религии. К началу XX века сформировалась новая дисциплина – религиоведение, которое анализировало различные религии с целью поиска их характерных черт. Вера подверглась антропологическому изучению, а также психологическому анализу. Однако, по мнению учёных, представляющих данное течение, это не мешало самой религиозности, не противоречило вере, а лишь позволяло более широко взглянуть на феномен религии.
Между тем, религия не сводилась только к рациональным элементам. Необходим поиск глубинных оснований религии. Многие религии озабочены выстраиванием своей рациональности, поэтому противники религии обнаруживают в них различные несоответствия. Между тем, религия – это не только способ воздействия на человека, но и способ сохранения культурных традиций, иррациональный опыт.
Некоторые религии упоминают понятие «тварности». Данный феномен означает, что люди стремятся к жизни в социуме. При этом они испытывают особые чувства, особенно когда заряжены религией. Далеко не все люди стремятся к существованию в обществе. Однако некоторые осознают себя без других людей в качестве ничтожества. Кроме того, люди, которые испытывают чувство «тварности», осознают себя как людей маленьких, которые бессильны перед величием Бога.
Однако христианство не является силой, подавляющей других людей, порабощающей их. Ведь каждый человек самостоятельно принимает решение о вероисповедании, выбирая конкретных богов или субъектов, которым они поклоняются. Кроме того, христианство воспевает любовь от Бога к человеку, а также любовь человека к человеку. Некоторые из них рассматривают христианство как способы жертвоприношения по ряду признаков.
Другие религии оставляют значительный разрыв между Богом и человеком, делая его зачастую не преодолимым. Например, буддизм обещает возможность войти в нирвану, освободившись посредством правильной жизни и погасив свои желания от круга перерождений. Когда человек входит в нирвану, он перестаёт жить, становится божественным нечто. Напротив, христианство описывает новый мир, в который человек переходит, приобретая особую связь с Богом.