Понятие и значение практикума по конфликтологии
Практикум по конфликтологии – это элемент образовательной программы студентов социально ориентированных профессий, выражающийся в проведении практических занятий по курсу «Конфликтология», а также используемый в процессе самостоятельного освоения соответствующего материала.
Основное значение соответствующих практикумов состоит в том, что в процессе их проведения решается задача закрепления, уточнения и углубления ранее полученных обучающимися теоретических знаний, а также формирование прикладных навыков предупреждения, выявления и управления социальными конфликтами.
Иными словами, в процессе проведения практикумов по конфликтологии основное значение придает не изучению теоретических исследований, а преимущественному освоению практически полезных достижений современной конфликтологии.
При этом представляется, что с целью наиболее детального описания того, как проходит практикум по конфликтологии, целесообразно остановиться на содержании основных категорий вопросов, поднимаемых студентами и преподавателями в процессе соответствующих занятий.
Освоение технологий управления конфликтами как элемент практически ориентированного освоения конфликтологии
Важное место в структуре практикумов по конфликтологии отводится освоению разнообразных технологий управления конфликтами. В общем виде соответствующую деятельность можно рассматривать в двух аспектах:
- «Внутренние» технологии управления конфликтами – представляют собой механизмы управления собственным поведением в конфликтной ситуации. Соответственно основной упор в рамках практических занятий в данном случае делается на формирование психологических установок предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций;
- «Внешние» технологии управления конфликтами, для которых характерно вовлечение в процессе разрешения конфликтной ситуации независимой стороны извне, которая сама не является стороной сложившегося противоборства.
На основании изложенного в специальной литературе предлагается следующее определение деятельности по управлению конфликтами, активно изучаемой в процессе проведения практикумов по конфликтологии:
Управление конфликтом – это самостоятельная целенаправленная деятельность субъекта, заинтересованного в разрешении возникшего столкновения интересов противоборствующих сторон, путем воздействия на динамику конфликта, мотивацию его сторон, условия, способствовавшие его возникновению.
Обозначенная деятельность с учетом известной специфики социальных конфликтов носит сложный характер, и одновременно включает в себя следующие компоненты:
- Ранее выявление конфликтов, прогнозирование возможности их возникновении, а также оценка функциональной направленности и степени интенсивности конфликта;
- Предупреждение социальных конфликтов;
- Собственно регулирование и разрешение конфликтных ситуаций.
При этом анализ специальной литературы, используемой при проведении практикумов по конфликтологии, свидетельствует, что ключевое значение в управлении конфликтом отводится именно деятельности по его прогнозированию, поскольку оно способно обеспечить необходимое для всестороннего изучения конфликта выявление его причин и направлений возможного развития.
Познающий субъект, вовлеченный в процесс управления конфликтом должен детально изучить объективные и субъективные факторы взаимодействия противоборствующих субъектов, их цели и мотивы, а также имеющиеся индивидуально-психологические особенности каждой из сторон.
Причем исходя из специфики субъектного состава и места распространения конфликта, управляющему субъекту необходимо обращать внимание на различные факторы. Так, например, в рамках трудового коллектива причины конфликта следует искать в специфике стиля управления, воспринятого руководством, в межличностных – субъективные интересы участников конфликта, их индивидуальные социально-психологические особенности, и т.д.
Технологии общения и поведения в конфликте
Помимо технологий управления конфликтами практические занятия по конфликтологии предполагают также освоение обучающимися технологий эффективного общения и поведения в конфликтной ситуации.
В общем виде соответствующую категорию можно определить следующим образом:
Технологии эффективного общения – совокупность выработанной теорией социального конфликта приемов, способов и коммуникативных средств, обуславливающих возможность взаимопонимания между взаимодействующими субъектами.
Иными словами, обозначенные технологии состоят в совокупности определенных правил и норм эффективной коммуникации, способствующих снятию напряженности между субъектами с противоположными мотивацией и интересами.
Так, наиболее общими рекомендациями, выработанными психологами, социологами и конфликтологами, предлагаемыми в рамках практикумов по конфликтологии в части формирования эффективного общения являются:
- Концентрация максимального внимания на том сообщении, которое пытается донести говорящий субъект, а также концентрация внимания на личности самого говорящего;
- Для более полного понимания сути доносимой информации, а также формирования доверительного отношения к себе необходимо перепроверять правильность вашего понимания общего содержания передаваемой информации путем ее сообщения говорящему в перефразированном виде;
- Для того чтобы Ваше общение с субъектом конфликта не привело к еще большему нарастанию существующего противоречия запрещается перебивать и критиковать говорящего, давать ему неуместные советы, или озвучивать какие-либо умозаключения;
- Прибегайте к использованию невербальных способов общения – зрительному контакту, одобрительным жестам рук и головы в знак понимания и поддержки говорящего и т. д.