Предпосылки возникновения конфликтологии
История конфликтологии – относительно самостоятельный раздел конфликтологической науки, направленный на изучение и рассмотрение процесса формирования понятийного аппарата, методологического изучения конфликтов, их развития, появления, профилактики и разрешения.
Изучая историю конфликтологии прежде всего представляется целесообразным обратить внимание на то, что рассматриваемая отрасль знания является относительно молодой наукой, активное формирование которой происходило лишь на рубеже XIX-XX вв. Однако, предпосылки и условия для того, чтобы научные изыскания, исследующие природу и причины человеческих конфликтов оформились в самостоятельную науку, стали появляться еще в древние времена.
Основной причиной столь раннего появления учений о конфликте следует признавать то, что конфликт во все времена выступал неотъемлемой частью общества и окружающего человека мира. Так, древнекитайский мудрец Конфуций, творивший в VI-V вв. до н.э. размышляя о природе социальных конфликтов, отмечал, что они порождаются в первую очередь неравенством в обществе, а также объективно существующим неравенством людей.
Помимо названной причины, в ряду предпосылок конфликтов Конфуций выделял корысть, лесть, упрямство, и т.д.
В свою очередь рассуждая о путях предупреждения и разрешения социальных конфликтов, Конфуций полагал, что в качестве основных из них можно выделить соответствие человека следующим требованиям:
- Поступать по отношению к другим людям таким же образом, каким бы онхотел, чтобы поступали по отношению к нему;
- Одинаково себя вести как с простым человеком, так и с важной персоной;
- Честно поступать с другими и с ответственностью подходить к любому делу.
Традиции восточной философии, в том числе в части изучения природы конфликта продолжил другой китайский исследователь, основатель даосизма – Лао Цзы, который призывал людей жить в соответствии с естественными законами природы, а в качестве основного средства предотвращения социальных конфликтов в рамках обозначенной концепции выступала идея о необходимости соблюдать спокойствие в любой ситуации, поскольку «мир ценнее, чем война».
Развитие учения о конфликтах в эпоху Античности
Достаточно интересной представляется история развития конфликтологии в эпоху античности. Так, мыслители того времени осуждали открытое противостояния, однако придерживались точки зрения, что «в споре рождается истина», а сам по себе социальный конфликт не является чем-то хорошим или плохим, так как конфликты в обществе существуют в любом случае, независимо от того, как к ним относиться.
Крайне важный вклад в историю развития конфликтологии был внесен Гераклитом – как основоположник диалектики, базовые принципы которой сохранили актуальность и в содержании современной теории конфликта, он утверждал, что специфика мироздания состоит в том, что все в мире рождается через вражду и противоборство, соответственно социальный конфликт необходимо рассматривать как непременную составляющую общественных отношений.
Другой античный философ Платон, напротив, относился к конфликтам как к величайшему злу, пришедшему к человечеству после окончания так называемого «золотого века» - периода в который все люди относились друг к другу с любовью и доброжелательностью. В свою очередь в качестве способа искоренения социальных конфликтов Платон видел создание идеального государства, управление которым взяли бы на себя мудрейшие люди.
Достаточно компромиссный подход был предложен Аристотелем: природу социального конфликта философ предложил искать в природе самого человека. Так, по мнению Аристотеля человек является существом общественным и представляет собой часть общества, как более широкого социального образования.
В результате возникает ситуация, при которой, с одной стороны, в человеке закладывается общественное начало, придающее ему возможность относиться к другим людям с пониманием, эффективно взаимодействовать с ними, а с другой – не исключается индивидуалистическая склонность к вражде и противоборству, провоцируемым собственными потребностями и интересами личности.
История конфликтологии в эпоху Возрождения
Активные попытки системного анализа социальных конфликтов предпринимались и в эпоху возрождения. Одним из первых исследователей, уделивших серьезное внимание данной проблеме выступил Никколо Макиавелли, по мнению которого каждый отдельный человек всегда зол, до тех пор, пока его не принудит к доброте необходимость.
В этой связи социальный конфликт признавался Н. Макиавелли естественным состоянием общества, непрерывно присущим ему на всем протяжении исторического развития, поскольку во все времена человечество не было совершенным, отдельные социальные группы стремились к удовлетворению собственных эгоистических материальных потребностей, а также максимальному сосредоточению в своих руках власти над большинством населения.
На рубеже XVI-XVII вв. попытка теоретического осмысления причин социальных конфликтов была предпринята английским исследователем Фрэнсисом Бэконом. В результате ученый пришел к выводу, что в качестве основной и наиболее универсальной причины социальных конфликтов необходимо рассматривать плохое материальное положение народа и недостаточность принадлежащих ему материальных благ для удовлетворения имеющихся потребностей. В то время как власть имущие социальные группы отличаются пренебрежением к мнению и проблемам народа, а также постоянным совершением политических ошибок и просчетов.
Другой английский мыслитель и общественный деятель Томас Гоббс, в предложенной им концепции несколько иначе относился к теории социального конфликта, называя в качестве их основной причины стремление людей к равенству. В силу такого стремления люди начинают иметь одинаковые представления о благосостоянии, одинаковые желания и стремление обладать теми или иными объектами, что порождает соперничество и недоверие между людьми.
Таким образом, представленный анализ истории конфликтологии свидетельствует, что относительно новая самостоятельная наука фактически насчитывает многовековую историю своего становления и развития.