Утопия Платона об идеальном государстве
Платон использовал устройство Спарты в качестве образца для подражания. По его мнению, в любом государстве должно присутствовать разделение труда, так как каждый человек обладает специальными знаниями и имеет компетенцию в области ремесла, или иного другого дела. Кроме того, люди не должны лезть в чужие дела. Поэтому, по его мнению, в государстве должны быть земледельцы, строители, ремесленники, воины, то есть каждый должен заниматься своим делом. При этом если человек имеет задатки к земледелию, то он должен заниматься им. Такой человек не способен стать воином, обучиться этому.
В государстве должны присутствовать три сословия:
- мудрые правители,
- мужественные воины- стражи,
- трудолюбивые ремесленники и земледельцы.
Первое сословие – это самые мудрые люди, и все должны повиноваться им. Все люди братья, однако они не равны между собой. Это объясняется тем, что людей сотворили боги, и когда они лепили людей из земли, к одним они примешали золото, к другим – серебро, а к третьим – медь и железо. Поэтому некоторые из людей способны быть правителями. Отбор правителей представляет собой экзамен.
Люди не равны между собой, но неравенство это не наследственно. Некоторые дети способны переходить в высший класс, путешествуя по так называемым социальным лестницам, если для этого имеются соответствующие предпосылки.
При этом Платон критикует демократию, считает, что она не нужна людям. Люди, которые живут в демократии, наглые и разнузданные, нечестные. Идеальным государством, по его мнению, является аристократия. Государственным управлением должны заниматься именно философы, так как они являются самой умной категорией людей. Будущие философы получают прекрасное образование, занимают государственные должности и управляют не менее 15 лет. Все злодеи-тираны – это несостоявшиеся философы, которые хотели стать великими людьми, однако не состоялись в данной сфере, не способны были реализовать свои великие притязания. Воспитание философов зависит от их одарённости, однако при плохом воспитании даже самые одарённые способны стать "плохими".
Рисунок 1. Идеальное государство Платона. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Устройство государства по Платону
Платон выделял в каждом государстве три сословия:
- Высшее сословие. Это мудрые люди, которые способны заботиться о правильной жизни всех граждан. Данная категория сословий должна состоять из философов, то есть «сословие воспитателей».
- Сословие стражей. На данное сословие возложена задача заботиться о внутренней и внешней безопасности государства. Это «сословие воинов».
- Сословие прочих граждан. Под ними Платон понимал ремесленников, дельцов, крестьян. К их задачам относилась необходимость обеспечения государства всем необходимым. Это «сословие кормильцев».
По мнению Платона, в государстве необходимо ввести общность имущества и запретить частную собственность. Даже детей и женщин необходимо сделать общими, так как деторождение должно регулироваться государством с целью отбора лучших людей из родившихся. При этом все люди должны трудиться, однако труд распределяется согласно способностям граждан.
Платон разработал систему и провел краткий анализ видов государственного устройства, разместив их в определённой иерархии. Данная иерархия типов государств от наилучшего к наихудшему выглядит следующим образом:
- Аристократия – данный вид власти меньшинства наиболее справедлив, к власти приходят только лучшие граждане.
- Тимократия - это несправедливая власть меньшинства, когда к власти приходят военные вожди и уважаемые граждане.
- Олигархия – несправедливая власть меньшинства, при которой к власти приходят богатые люди.
- Демократия – справедливая и одновременно несправедливая власть большинства.
- Тирания – несправедливая власть только одного человека.
Принципы построения идеального государства
По мнению Платона, построение идеального государства связано с платоновской теорией «идей». Уже само по себе определение «идеальная» говорит о том, что Платон представлял собой «идеи» государства, однако высказал их в несколько искаженном смысле.
В основе идеального государства лежит принцип справедливости, который определяет место каждого гражданина в государстве, исходя из его возможностей. Кроме того, предусматривается сплочение всех частей государства в нечто «гармоническое целое». Государственная система должна обладать нравственными, экономическими и политическими чертами, которые все вместе были бы направлены на реализацию тех задач, которые стоят перед государством, а именно:
- защита государственных границ;
- обеспечение всех членов общества необходимыми материалами;
- развитие творческой духовной деятельности на территории государства.
По мнению Платона в данном государстве должны быть минимизированы конфликты. Именно он выдвигает теорию о «спасении и воспитании души». По его мнению, правители как мудрецы и философы должны заботиться о своем народе, проявлять к нему своего рода любовь, показывать свое достоинство. Правителями должны быть те, кто умеет любить свой народ больше других, исполнять свой долг перед государством с наибольшим усердием, познавать необходимые блага.
Неважно, кто и как реализует свою деятельность, важно, что все должны служить на благо государства, реализуя принципы добра и справедливости. Принципы добра и справедливости уже заложены внутри человека, и необходимо приложить лишь добродетельное воспитание, чтобы воспитать достойного члена общества.
Многие учёные полагают, что целью Платоновского государства было удовлетворение потребностей человека по максимуму при условии, что данные потребности не должны противоречить желаниям других людей. Однако для Платона желания и потребности не имеют особого интереса, так как направлены на «материальное». Он же считает главным «идеальное», то есть стремление к добру и справедливости. Для того чтобы постичь истину, необходимо освободиться от оков и выйти наружу, познать себя и свою душу, освободить душу от всех порочных зависимостей. Однако, по мнению философа, сделать полностью это все равно невозможно. Душа, так или иначе, тяготится к материальному, а потому все равно будет возвращаться на землю в различных телесных оболочках.