Общая характеристика этапов развития конфликтологии. Донаучный этап развития конфликтологии
Этапы развития конфликтологии – это совокупность сменяющих друг друга периодов возникновения, становления и развития конфликтологии как самостоятельной науки, изучающей все многообразие сфер и проявлений межличностных и групповых конфликтов, складывающихся в обществе.
Несмотря на то, что конфликтология является относительно молодой научной дисциплиной, проведение характеристики этапов ее развития позволяет выделить как минимум три периода, характеризующиеся определенными особенностями: философский (или донаучный период развития конфликтологии), монодисциплинарный и междисциплинарный этапы развития конфликтологии.
Наиболее ранним из названных этапов является донаучный этап, начало которого по различным оценкам датируется еще периодом античности, а завершение связывается с началом масштабных исследований конфликтов в конце XIX в.
Специфика обозначенного этапа состояла в том, что философы не выделяя конфликты в самостоятельный предмет для исследования стремились к поиску ответов на вопросы о сущности войн и иных человеческих противостояний, определению их роли в жизни общества, и т.д.
При этом соответствующие вопросы не могли остаться без внимания, поскольку уже в наиболее древних формах выражения мыслей и переживаний людей – наскальных рисунках, легендах, сказаниях, прослеживается отпечаток борьбы и противоречий, существовавших между людьми во все времена.
В результате, с учетом обозначенной неотъемлемости конфликта в жизни человека, древние философы первоначально исходили из идеи о естественном характере конфликта в жизни в общества и говорили о необходимости их полного принятия. Однако впоследствии, в результате развития знаний о конфликтах и военных столкновениях исследователи все больше уверялись в значимости мира для человечества и необходимости его построения.
Монодисциплинарный этап развития знаний о конфликте
Интерес исследователей к изучению конфликтов к XIX в. привел к тому, что причины, условия и пути решения конфликтов стали предметом научного интереса целого множества самостоятельных наук, и в первую очередь – социологии и психологии. Однако специфика обозначенного периода, нашедшая отражение, в том числе, в наименовании рассматриваемого периода состояла в том, что соответствующие исследования осуществлялись каждой наукой изолированно, для решения ее конкретных отраслевых наук.
Так, например, в рамках социологии изучение конфликта производилось с целью анализа его места, роли и значения в жизни общества, в психологии рассматривались преимущественно внутриличностные конфликты, вызываемые столкновением интересов, ценностей, потребностей и возможностей отдельного индивида, и т. д.
В результате на данном этапе стали формировать относительно целостные, обособленные друг от друга подходы к изучению конфликта, в т. ч. на протяжении XIX-XX вв. были предложены:
- Социотропный подход к изучению конфликтов: в связи с прирожденным наличием у человека определенных инстинктов, передаваемых по наследству, люди постоянно конфликтуют, вступают между собой в разной степени интенсивности противоборства, и т.д.;
- Этологический подход – в основе социальных конфликтов лежит внутренняя агрессивность отдельных индивидов и толпы;
- Концепция динамической системы: возникновение конфликтов определяется нарушением равновесия между отдельным индивидом и окружающей его социальной средой;
- Социально-психологическая теория: межличностные конфликты обуславливаются существованием между людьми субъективных симпатий и антипатий по отношению друг к другу. Следовательно, «перестановка» людей в обществе исходя из их асоциальных предпочтений способна противостоять возникновению социальных конфликтов, поскольку симпатизирующие друг другу людей не станут конфликтовать.
Помимо прочих исследователей, особая роль в развитии теории социального конфликта принадлежит Карлу Марксу, поскольку предложенное им материалистическое понимание истории поспособствовало, в том числе, новому прочтению развития социальных отношений. Так, К. Маркс отмечал, что формирование и развитие общества протекает в соответствии с законами диалектики (основной закон – единства и борьбы противоположностей), в условиях недостаточности ресурсов и несовершенства системы их распределения, что неизбежно приводит к возникновению разного рода конфликтов в обществе.
Только в XX в. постепенно стали проявляться междисциплинарные контакты при изучении конфликтов, что привело к обособлению конфликтологии, и началу периода ее самостоятельного формирования и развития как междисциплинарной науки.
Междисциплинарный этап развития конфликтологии
Во второй половине XX в. началось формирование конфликтологии как самостоятельной научной дисциплины, на что особо повлиял негативный опыт второй Мировой войны. Так, в обозначенный период стали проводиться широкие междисциплинарные исследования предпосылок, причин и условий возникновения конфликтов, постепенно вырабатывались подходы к их разрешению, и т.д. При этом важной особенностью становилось объединение теоретических наработок в соответствующей сфере с попытками их практического апробирования.
В России конфликтология активно стала развиваться только в 1990 г., однако, интерес к ней и непрерывный рост количества исследований социальных конфликтов продемонстрировали исключительную важность и актуальность соответствующей науки в нашей стране.
При этом анализ содержания междисциплинарного этапа развития конфликтологии сложно признать в полной мере объективным и достаточным, потому что по мнению ученых он протекает в настоящее время, при чем очевидно, что развитие конфликтологии продолжится и в будущем. Таким образом, к трем имеющимся этапам развития конфликтологии в недалеком будущем вполне вероятно смогут добавиться и иные, а также не исключен пересмотр содержания уже прошедших этапов, с целью более детального изучения и уяснения отдельных аспектов развития конфликтологии как самостоятельной научной дисциплины.