Понятие батального жанра в живописи
Батальный жанр – это жанр в изобразительном искусстве, который посвящен теме войны и военной жизни.
Желание запечатлеть важный момент битвы или раскрыть исторический смысл военных событий сближает батальный жанр с историческим. А стремление показать повседневную жизнь военных на фронте или в казарме перекликает батальный жанр с бытовым.
Художник, работающий в батальном жанре, может быть как современником военных событий, так и их участником. Он может перенести на холст не просто события, но и свои личные переживания, впечатления, ощущения, связанные с этими событиями.
Батальный жанр создавался в первую очередь для восхваления воинской доблести, торжества победы, для поддержки в обществе воинского духа и патриотизма.
Этапы развития батального жанра
Интерес к изображению воин был у людей еще в древние времена. Тогда изображали военных героев, осады крепостей, разные сражения и грозных военных начальников. Древние изображения были найдены в Греции, Риме, на Востоке. Там находили древние вазы, рельефы, ковры, арки, гобелен, мозаики с изображением военной тематики.
В средние века военные изображения были распространены на книжных миниатюрах, иконах и даже на тканях.
В XV-XVI веках в период эпохи Возрождения батальная живопись начала активно развиваться в Италии. Одними из первых художников, которые начали работать над военной тематикой, были Паоло Уччелло и Пьеро Делла Франческа.
У Леонардо да Винчи на картонах для фресок военные действия получили героическую обобщенность и идейное содержание (картина "Битва при Ангьяри"). А Микеланджело на картине "Битва при Кашине" акцентировал героическую готовность к борьбе. На полотнах Тициана появилась сцена реальной битвы, а на работах Тинторетто – неисчислимые массы воинов (картина «Битва при Заре»).
В XVII веке произошло сближение батального жанра с историческим. Этому сближению способствовали картины художника Д. Веласкеса, который передавал исторический смысл и этическую основу военных действий. На картине «Сдача Бреды» он раскрыл социально-исторический смысл военных событий.
Рисунок 1. Сдача Бреды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В этот период начали выделяться баталисты-профессионалы. Во Франции это был А.Ф. Ван дер Мёлен.
На полотнах стали возвеличивать полководцев на фоне битвы и изображать кавалерийские стычки.
С XVIII века вместо тяжелых боев стали появляться картины с тяжелым военным бытом солдат.
В России родился патриотический батальный жанр - «Куликовская битва» и «Полтавская баталия» И.Н. Никитина, морские сражения на гравюрах А. Ф. Зубова, батально-исторические композиции Угрюмова Г.И.
В первой половине XIX века эмоциональный пафос романтизма и историзм наложили свой отпечаток на развитие батального жанра. Национально-освободительные движения в Европе и наполеоновские войны запечатлели на своих полотнах такие художники как:
- Антуан-Жан Гро;
- Теодор Жерико;
- Эжен Делакруа;
- Орас Верне во Франции;
- Франсиско Гойя в Испании;
- Петр Михаловский в Польше.
Русская батальная живопись в этот период начала менять свое направление и от традиционных композиций с полководцем на переднем плане стала переходить к документальной точности изображения реального боя и жанровых деталей. Вне традиций стояли изображения И.И. Теребенёва, которые он посвятил народному подвигу в Отечественной войне 1812 года.
Во второй половине XIX века художники начали проявлять внимание к действиям и переживаниям рядовых солдат, принимающих участие в боевых действиях, и усилили психологические, жанровые и пейзажные начала.
В связи с этим в России стало расцветать искусство морской батальной картины (И.К. Айвазовский, А.П. Боголюбов). На своих полотнах К.Н. Филиппов, П.О. Ковалевский, В.Д. Поленов отобразили тяготы солдатской жизни и повседневный героизм русского солдата.
Особенно правдоподобно и всесторонне отразил суровые будни войны В.В. Верещагин. Он показал во всем обличии милитаризм и бездушную жестокость завоевателей, но запечатлел страдания народа и героизм русских солдат. Художник ломал все традиции и схемы батального жанра, так же как И.М. Прянишников, А.Д. Кившенко, В.И. Суриков.
В XX веке частые революции и воины внесли свои правки в развитие и принципы батального жанра.
В буржуазных странах, особенно там, где процветала фашистская диктатура, батальные изображения приобрели шовинистический смысл. Но не всех это устраивало. Так бельгиец Ф. Мазерель, немецкий художники К. Кольвиц и О. Дикс, англичанин Ф. Брэнгвин, мексиканец Х.К. Ороско протестовали против войн и насилия, создали яркие и эмоциональные образы этих трагедий. В их картинах заметны следы экспрессионизма или сюрреализма, а военные сцены окрашены в мрачные цвета отчаяния.
В советской живописи батальный жанр получил широкое развитие. Он выражал единство народа, желание сохранить и защитить социалистическое отечество, раскрывал классовую природу войн.
Советский батальный жанр формировался в период Гражданской войны, а потом его продолжили художники: М.Б. Греков, М.И. Авилов, Ф.С. Богородского, П.М. Шухмин, К.С. Петров-Водкин, А.А. Дейнеки, Г.К. Савицкий, Н.С. Самокиш, Р.Р. Френц.
В период Великой Отечественной Войны и послевоенный период батальный жанр пережил новый подъем. Художники этого времени старались показать исторически верную картину военных событий и поднимали такие темы:
- героическая военная история Родины;
- боевая готовность армии, флота и военно-воздушных сил;
- психологически конкретные образы советских полководцев, офицеров, рядовых воинов;
- обобщённые образы, символизирующие могущество, несокрушимую волю и героизм советского народа и его вооружённых сил.
Борьба с империализмом и фашизмом породила в искусстве социалистических государств и в прогрессивном искусстве капиталистических стран стремление возродить и переосмыслить реалистическое наследие батального жанра.
Неизменно влияние батального жанра на человека и его культуру. Из книг люди узнают о событиях военных лет и благодаря своей фантазии могут представить, как развивались события. А глядя на картины с изображением военных событий можно увидеть реальность и поспособствовать тому, чтобы эти события больше не повторялись.