Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Лопе де Вега – великий испанский драматург XVII века

  • 👀 863 просмотра
  • 📌 825 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Лопе де Вега – великий испанский драматург XVII века» docx
Вопросы к семинару 1. Знакомимся с биографией и творчеством Лопе де Вега: 1) Лопе де Вега – великий испанский драматург XVII века. Биография (назвать основные события жизни, оказавшие влияние на творчество) Вега Карпио Лопе Феликс де (1562-1635 гг.). Испанский драматург, основоположник испанской национальной драматургии. Литературное дарование проявилось чрезвычайно рано — свою первую пьесу «Истинный любовник» он написал уже в 13 лет. Лопе де Вега сумел получить отличное образование в иезуитском колледже, а затем в университете, однако последний не окончил, поскольку несмотря на то, что он демонстрировал учителям прекрасные знания предметов, Вега отважился неудачно пошутить над возлюбленной, которая отвергла его искренние чувства. По этой причине 29 декабря 1587 года во время спектакля Лопе де Вега был арестован и отправлен в тюрьму за оскорбительные сатирические стихи в ее адрес (Елены Осорио) и ее семьи, глава которой X. Веласкес был постановщиком первых пьес Лопе. За эту шутку его даже выслали из родного города, и он не мог вернуться туда в течение десяти лет. Это событие описано в его произведении «Доротея». Во время ссылки Вега тайно венчается с Исабель де Урбиной. Они с Исабель бедно, что и побудило молодого человека во времена военных действий его страны с Англией вступить в «Непобедимую армаду», которая потерпела фиаско. С 1590 по 1598 годы он работал у герцога, маркиза. В этот период он пишет самые популярные свои произведения, организовывает банкеты и театрализованные представления. Светские вечера, смятение чувств и перипетии страстей отразились в сюжетной линии «Аркадии», написанной в 1598 г. За четыре года до выхода в свет этой книги, умирает его жена Исабель. Трагедия в личной жизни также оставила след в его последующих литературных творениях. После многих приключений, потери брата Лопе возвращается в Испанию, поселяется в Валенсии и издает поэму «Красота Анжелики» (1602). Драматург вновь женится, в этот раз на дочери купца Хуане де Гуардо. Однако стихи он посвящал своей любимой актрисе Микаэле. Она стала прототипом героини Камилы Лусинды. Но в период депрессии, которые случались у писателя довольно часто, Лопе прекратил отношения с этой актрисой. В 1614 году после гибели сына и смерти второй жены Лопе принимает сан священника, начинает служить интересам святой инквизиции, но не изменяет своим светским принципам жизни. В память о них он пишет драматические стихи, собранные в книге «Священные стихи». Церковный сан не помешал ему пережить еще раз всепоглощающее чувство к Марте де Неварес. Встретив новую любовь в лице двадцатилетней Марты, писатель вдохновляется на написание новелл и комедий. Так появляются «Приключения Дианы», опубликованные в 1621 г., а также «Валенсианская вдова» и «Благоразумная месть»… Его любовь, Марта, потеряла зрение, здравомыслие и умерла в 1632 году. От этого события его работа родилась сонет: «Эта настоящая любовь не забывает ни времени, ни смерти». Несчастья сделали Лопе совершенно одиноким, но не сломили его дух и не убили интерес к жизни. Незадолго до смерти он завершил поэму «Золотой век» (1635), в которой выразил свою мечту, продолжая утверждать ренессансный идеал. Фактически уморив себя голодом, великий испанский драматург умер 27 августа 1635 г. в Мадриде. Источник: Цитаты и афоризмы. https://citaty.su/biografiya-lope-de-vega 2) Особенности драматургии Лопе де Вега. Какие типы пьес выделяют в его творчестве? В его творчестве присутствуют две основные линии, в обеих из них явственно чувствуются жизнелюбие, любовь к отечеству, стремление к гармонии, обостренное чувство достоинства, отвага, ум и изобретательность в достижении цели. Первая — так называемая «крестьянская», народная драма, высшим достижением которой стала пьеса «Фуэнте Овехуна». В пьесах Лопе де Вега так мощно звучат освободительные мотивы, мотивы личного достоинства и чести. При этом широкий народный фон его пьес ничуть не противоречит идеям справедливой монархии («Звезда Севильи», «Наказание —не мщение», «Периваньес и командор» и др.). Вторая линия — так называемая «комедии плаща и шпаги», пьесы, написанные в блестящей стихотворной форме, с яркими живыми характерами и запутанной интригой («Учитель танцев», «Собака на сене», «Валенсианская вдова», «Девушка с кувшином» и др.). Здесь господствует идеальный мир гармонии, к которому герои неизбежно приходят в результате разрешения всех конфликтов. 3) Комедия «Собака на сене». Ренессансные и барочные мотивы в комедии. В пьесе сочетаются ренессансные и барочные мотивы.  Главная героиня — графиня Диана де Бельфлор — обнаруживает в себе любовь по отношению к своему секретарю — простолюдину Теодоро, узнав о его отношениях со служанкой Марселой. Сословное расстояние между госпожой и слугой огромно, но Диана одержима ревностью, которая и помогла ей открыть в себе чувство (второе название комедии — “Любовь при виде чужой любви”). Драматург изображает любовь Дианы как начало дисгармоничное, что соответствует новому барочному представлению о человеке. Диана намекает Теодоро на свою любовь, но как только он отзывается на неё, она отталкивает его. Диана не позволяет себе любить Теодоро и стремится отдалить его от Марселы, то есть ведёт себя именно как “собака на сене”. Гордая аристократка равнодушна к чувствам других людей, её не волнуют страдания Марселы. Но важно, что Диана влюбилась в простого человека, сумев оценить его богатую натуру, не обращая внимания на положение Теодоро. В этом проявляется ренессансное отношение к человеку, который ценится не за своё положение в обществе, а именно за личностные качества. Также ренессанс проявляется и в оптимистичной концовке — драматург награждает своих героев: счастливый брак становится возможным благодаря обману Тристана. Речь героев тоже выделяет ренессанс, поскольку отличается пышным слогом. На пути любви оказывается множество преград: разница в социальном положении, внимание и ухаживания маркиза и графа, чувства Марселы, которую Теодоро несколько раз бросает ради Дианы. И Диана, и Теодоро слишком зависят от обстоятельств, они не свободны от сословных предрассудков и мнения общества. В этом проявляеется барочное начало. В душах героев идет борьба любви и чести, которая основана на вере в дворянскую честь. 2. Знакомимся с классицизмом во французской литературе XVII века: 1) Составить план/ конспект лекции. План лекции: 1. Ренессансный реализм (зарождение ренессансного реализма, оценка влияния происходящего на общество, писатели-гуманисты). 2. Биография и творчество Лопе де Веги. 3. Барокко (барокко в изобразительном искусстве и литературе, источники барокко, писатели). 4. Классицизм. 5. Жизненный и творческий путь Мольера. 6. Особенности просветительского реализма. 2) Выписать новые понятия. Реконкисты – это длительный процесс отвоёвывания пиренейскими христианами — в основном испанцами и португальцами — земель на Пиренейском полуострове, занятых маврскими эмиратами. Ренессансный реализм - это этап в развитии реализма, сложившийся в эпоху Ренессанса (Возрождения). Для него характерна масштабность образов, прославление человека как высшего создания природы, поэтизация человеческой личности и высокий накал трагического конфликта. Клерикальная лирика – это церковная литература, основанная на господстве профессионального духовенства – клира. Эпоху средневековья нельзя рассматривать в отрыве от христианской культуры, поскольку Церковь в то время становится инициатором и цензором целого ряда культурных и социальных процессов. Сановитый - 1. Знатный по рождению (ист.). Сановитый вельможа. 2. Обладающий саном, высоким чином (дорев.). Сановитый чиновник. 3. перен. Почтенный, внушающий уважение (устар., теперь шутл.). Мавры - название в средневековой Западной Европе мусульманского населения Пиренейского полуострова и западной части Северной Африки — арабов и берберов, захвативших эти территории в ходе второй волны арабских завоеваний. 3. Знакомимся с биографией и творчеством Ж. Б. Мольера: 1) Мольера – французский драматург XVII века. Биография. Жан Батист Поклэн, вошедший в литературу под именем Мольера, родился в 1622 г. в семье обойщика, который со временем купил патент «личного обойщика короля». Будущий писатель получил образование в одном из привилегированных учебных заведений – Клермонском коллеже. Достойно выдержав экзамен, юный Поклен получил диплом юриста преподавателя с правом читать лекции. К тому времени его отец уже подготовил место обойщика в королевском дворце, однако Жан-Батисту не суждено было стать ни юристом, ни преподавателем, ни обойщиком – судьба приготовила ему гораздо более интересную участь. Воспользовавшись своей долей из материнского наследства, Жан-Батист начал совершенно новую жизнь. Его манили театральные подмостки и возможность играть трагические роли. В возрасте 21 года Жан-Батист, который к тому времени уже выбрал себе сценический псевдоним – Мольер, возглавил небольшой театр под названием «Блистательный». В состав труппы входило всего 10 человек, репертуар театра был достаточно скуден и неинтересен, и конкурировать с сильными парижскими труппами он попросту не мог. Актерам не оставалось ничего другого, как выступать в провинции. Проведя в скитаниях 13 лет, Жан-Батист не изменил своего желания служить театру. Более того – он успел написать множество пьес, чем значительно разнообразил репертуар труппы. Среди его ранних произведений «Ревность Барбулье», «Летающий лекарь», «Три доктора» и другие. Работа в провинции не только раскрыла в Мольере талант сценариста, но и заставила его кардинально сменить актерское амплуа. Видя большую заинтересованность публики в комедиях и фарсах, Жан-Батист решил переквалифицироваться из трагика в комика. Благодаря комедийным пьесам Мольера труппа быстро добилась славы и признания, и в 1658 году по приглашению брата короля оказалась в Париже. Актерам выпала невиданная честь – выступать в Лувре в присутствии самого Людовика XIV. Обосновавшись в Париже, Мольер с удвоенной силой приступил к работе. Его увлеченность драматургией временами походила на одержимость, но это принесло свои плоды. В течение 15 лет он написал свои лучшие пьесы: «Смешные жеманницы», «Тартюф, или обманщик», «Мизантроп», «Дон Жуан, или Каменный гость». Все эти три комедии, подарившие автору литературное бессмертие, в жизни принесли ему одни неприятности. «Тартюф» после первых постановок был запрещен из-за того, что верующие увидели в осмеянии религиозного лицемерия Тартюфа нападки на церковь. Известно, что архиепископ Парижа даже грозил своей пастве отлучением от церкви за всякую попытку познакомиться с комедией, а пара священников и вовсе предлагали святотатца-автора сжечь на костре. Даже король поостерегся в это дело вмешиваться, предпочитая поддерживать Мольера негласно. Комедия не появлялась на сценах пять лет, пока общественные установления немного не смягчились. Следует заметить, что творческая дерзость Мольера (так называемое «новаторство») намного опережала эволюцию эстетических и этических норм, а его художественная раскованность, которую Гете называл «обаятельной естественностью», граничила в то время с нарушением норм морали. Талантливый комедиограф женился в сорок лет. Его избранницей стала двадцатилетняя актриса Аманда Бежар. В этом браке родилось трое детей, двое из них умерли, не прожив и года. Людовик XIV был крестным отцом первого ребенка Мольера. Главные роли в спектаклях своей театральной труппы Мольер предпочитал исполнять сам, не доверяя их другим актерам. В свой последний день жизни, 17 февраля 1673 года, Жан-Батист также вышел на сцену, чтобы в четвертый раз сыграть в пьесе «Мнимый больной». Прямо во время спектакля драматургу стало плохо. Родные перенесли кашляющего кровью писателя домой, где он и скончался через пару часов. На сцене, Жан-Батист играл в пьесе «Мнимый больной». Подробнее: https://obrazovaka.ru/moler.html, https://24smi.org/celebrity/4994-moler.html 2) Мольер – создатель классической комедии. Искусство Мольера – драматурга и актёра выросло в художественной атмосфере зрелого классицизма. К этому времени Корнель уже закончил свою деятельность, современником Мольера был Расин. Спору нет, Мольер был создателем и лучшим представителем классической комедии характеров, и в целом ряде его «высоких» комедий художественная практика Мольера вполне согласуется с классической доктриной. Но в то же время другие пьесы Мольера (главным образом фарсы) противоречат этой доктрине. Это означает, что и по своему мировоззрению Мольер расходится с основными представителями классической школы. Творчество Мольера во многом выходило за рамки эстетической системы классицизма. С классицизмом Мольера связывает разработка характера, интерес к человеческой личности в сложных отношениях с другими людьми. Но характер, сохраняя обобщённость, общезначимость для разных стран и эпох, приобретает порой у Мольера конкретные социально - исторические черты. 3) Черты высокой комедия в пьесе Мольера «Тартюф» (прочитать комедию). По форме “Тартюф” строго выдерживает классицистическое правило трех единств: действие занимает один день и целиком разворачивается в доме Оргона, единственное отступление от единства действия — линия любовных недоразумений между Валером и Марианой. Комедия написана, как всегда у Мольера, простым, ясным и естественным языком. Характеры в классицистической комедии выражают, как правило, одну характерную черту. Тартюф у Мольера воплощает универсальный человеческий порок лицемерия, прикрывающегося религиозным ханжеством, и в этом смысле характер его обозначен ясно с самого начала, не развивается на протяжении действия, а только глубже раскрывается с каждой сценой, в которой участвует Тартюф. Злободневные черты в образе, связанные с обличением деятельности Общества Святых Даров, давно отошли на второй план, но их важно отметить с точки зрения поэтики классицизма. Также однолинейны многие другие персонажи комедии: привычные амплуа юных влюбленных представляют образы Марианы и ее жениха Валера, бойкой служанки — образ Дорины; резонер, то есть персонаж, который “проговаривает” для зрителя моральный урок происходящего, — брат Эльмиры, Клеант. Источник: http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/kabanova/tartyuf-molera.htm
«Лопе де Вега – великий испанский драматург XVII века» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 46 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot