Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Особенности развития европейской литературы XVII века.

  • 👀 442 просмотра
  • 📌 371 загрузка
Выбери формат для чтения
Статья: Особенности развития европейской литературы XVII века.
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Особенности развития европейской литературы XVII века.» docx
Лекция 11: Особенности развития европейской литературы XVII века. Ренессансный реализм, барокко и классицизм в драматургии. Из всемирной истории вспоминаем: -характерные особенности эпохи, исторические события, влиявшие на развитие культуры того или иного государства. Материал к уроку Ренессансный реализм Испанская литература XVII века развивалась в достаточно сложных политических и экономических условиях. К началу века страна переживает глубокий кризис. Он коснулся не только политической, но и духовной сферы общественной жизни. Королевский двор утратил свое былое величие и могущество. Инквизиция фактически сосредоточила в своих руках всю власть. По свидетельствам современников, в Испании конца XVI – первой половины XVII века каждый пятый носил рясу, процветали доносы, людей сотнями подвергали пыткам и казням. В результате упадка промышленного производства и торговли шел активный процесс обнищания простых испанцев, которые были лишены главного – духа Реконкисты, вдохновлявшего их на труд и подвиги. Духовная драма народа заключалась в том, что былые понятия чести и достоинства испанца не были больше востребованы обществом. Как нередко бывало в истории, именно в таких трудных и подчас опасных для жизни условиях литература набирала силы. Правда, в отличие от прошлых лет, теперь не дух вольномыслия или свободолюбия определял концепцию испанского искусства. В произведениях мастеров слова все чаще звучали ноты примирения идей Возрождения с идеями патриархальной Испании. Обращение к истории народа, к законам и традициям прошлого, казалось, должно было принести гармонию в этот мир. Наиболее последовательными сторонниками идей Возрождения оставались писатели ренессансного реализма, и прежде всего Лопе де Вега. Ренессансный реализм, развивающийся параллельно с классицизмом и барокко, по-новому осветил противоречия времени, особенно во взглядах на нравственные ценности, высшей из которых оставался человек. Представители ренессансного реализма во многом были противниками классицизма с его системой правил и норм и барокко, устремленного в мир экзотики и фантастики. Им претила манерность, чрезмерная изысканность произведений барокко. Последователи гуманизма оставались сторонниками ясности, правдивости в искусстве, но теперь они уже не спешили утверждать мощь человеческого разума и безграничные возможности личности. Испытывая то же разочарование в гуманистических идеалах, что и современники, писатели ренессансного реализма, тем не менее, не боялись ставить злободневные вопросы. Особое место среди них занимает понятие добродетели, в том числе человеческого достоинства, гордости, чести, вступающих в противоречие с сословными предрассудками феодализма. Кроме того, представители ренессансного реализма обратились к описанию повседневной жизни людей. Они продолжали развивать традиции городской литературы. Выходя за рамки ситуации, определявшей развитие действия, но не раскрывающей сути человеческой натуры, писатели активно осваивали реалистические приемы создания характера. Впервые представители ренессансного реализма поставили вопрос о взаимосвязи нравственного облика человека с его сословием, с той средой, в которой он получил воспитание. При этом нередко значительно выше и нравственно чище оказывались в их произведениях представители народа, а Лопе де Вега, например, впервые показал крестьян как сообщество ярких индивидуальностей, людей, способных рассуждать о высоких материях и при необходимости до конца отстаивать свое человеческое достоинство. Упрек, который делают критики в адрес писателей-гуманистов, – это отсутствие в их сочинениях острой социальной критики. Однако все не совсем так. И в драматургии, и в прозе вопросы этики тесно связаны с вопросами политическими. Только теперь они не ставятся на первый план. Земная повседневная жизнь человека не требует высокой патетики и изысканности в выражении мыслей. При этом за всей кажущейся простотой описания действительности скрываются серьезные размышления писателей о судьбах своей страны и народа. Возможно, поэтому до сих пор не утратила своего гражданского звучания драматургия Лопе де Веги или ранняя драматургия Тирсо де Молины. И не случайно в разных литературоведческих источниках писателей ренессансного реализма первой половины XVII века исследователи нередко причисляют к авторам позднего Ренессанса, рассматривают их творчество в разделе истории литературы эпохи Возрождения. Творчество Лопе де Веги Одним из ярких представителей ренессансного реализма XVII века был Лопе Феликс де Вега Карпио (1562–1635) – великий испанский драматург, поэт, вершина золотого века испанской литературы. Лопе де Вега родился в семье золотошвейника. Обучался в университете Алькала. С пяти лет писал стихи. В 22 года имел успех драматурга. Жизнь его была наполнена страстными увлечениями и драматическими событиями. 29 декабря 1587 года во время спектакля Лопе де Вега был арестован и отправлен в тюрьму. Причиной ареста послужили оскорбительные сатирические стихи в адрес его бывшей возлюбленной Елены Осорио и ее семьи, глава которой X. Веласкес был постановщиком первых пьес Лопе. По решению суда юноша был выслан из Мадрида и Кастилии на много лет. Покидая столицу, он похитил донью Исавель де Урбина и женился на ней против воли отца. На венчании жениха представлял родственник, так как Лопе грозила смертная казнь за появление в Мадриде в нарушение приговора. 29 мая 1588 года Лопе де Вега поступает добровольцем на корабль «Сан Хуан» и отправляется в поход «Непобедимой Армады». После многих приключений, потери брата Лопе возвращается в Испанию, поселяется в Валенсии и издает поэму «Красота Анжелики» (1602). После кончины первой жены в 1593 году Лопе женится на дочери мясоторговца Хуане де Гуардо. В эти же годы он отдается страстному увлечению актрисой Микаэле де Лухан, воспетой им в образе Камиллы Люсинды. Много лет поэт путешествует вслед за возлюбленной и живет там, где она играет. С 1605 года Лопе служит секретарем у герцога де Сесса, много пишет для театра. В 1610 году, после отмены приговора суда, он окончательно переезжает в Мадрид. В 1609 году, благодаря участию герцога де Сесса, Лопе де Вега получает звание, которое ограждает его от церковных нападок, – «приближенный инквизиции», то есть находящийся вне подозрения. В 1614 году после гибели сына и смерти второй жены Лопе принимает сан священника, но не изменяет своим светским принципам жизни. Церковный сан не помешал ему пережить еще раз всепоглощающее чувство к Марте де Неварес. От своей любви Лопе не отказался и после того, как Марта ослепла и потеряла разум. В 1625 году Совет Кастилии запрещает печатать пьесы Лопе де Вега. Несчастья преследуют поэта и в личной жизни. В 1632 году умирает Марта де Неварес. В 1634 году умирает сын, одна из дочерей – Марсела – уходит в монастырь, другую дочь – Антонию-Клару – похищает распутный дворянин. Несчастья сделали Лопе совершенно одиноким, но не сломили его дух и не убили интерес к жизни. Незадолго до смерти он завершил поэму «Золотой век» (1635), в которой выразил свою мечту, продолжая утверждать ренессансный идеал. Сервантес назвал Лопе де Вегу «чудом природы». Действительно, благодаря его творчеству испанский театр достиг своего совершенства, испанская драматургия заняла новое место в мировой литературе. Творчество Лопе основано на идеях ренессансного гуманизма и традициях патриархальной Испании. Наследие его велико. Оно включает в себя различные жанровые формы: поэмы, драмы, комедии, сонеты, эклоги, пародии, прозаические романы. Лопе де Веге принадлежит более 1500 произведений. По названиям до нас дошло 726 драм и 47 ауто, сохранилось 470 текстов пьес. Писатель активно разрабатывал наряду с литературными традициями Ренессанса народные мотивы, темы. В поэмах Лопе проявилось его поэтическое мастерство, патриотический дух, стремление заявить о себе в мире литературы. Им создано около двадцати поэм на различные сюжеты, включая античные. Состязаясь с Ариосто, он разработал эпизод из его поэмы – историю любви Анжелики и Медоро – в поэме «Красота Анжелики»; споря с Торкватто Тассо, написал «Завоеванный Иерусалим» (изд. 1609), воспев подвиги испанцев в борьбе за освобождение Гроба Господня. Постепенно патриотические настроения уступают место иронии. В поэме «Война котов» (1634) поэт, с одной стороны, описывая мартовские похождения котов и их войну за красавицу-кошку, смеется над современными нравами, с другой – отрицает искусственные нормы, приемы классических поэм, создающихся по книжным образцам. В 1609 году по заказу Мадридской литературной академии Лопе пишет трактат «Новое искусство сочинять комедии в наше время». К этому времени он уже был автором блестящих комедий – «Учитель танцев» (1594), «Толедская ночь» (1605), «Собака на сене» (ок. 1604) и других. В поэтическом полушутливом трактате Лопе изложил важные эстетические принципы и свои взгляды на драматургию, направленные, с одной стороны, против классицизма, с другой – против барокко. Важнейшим положением эстетики Лопе становятся требования «литература должна следовать жизни», «литература есть не что иное, как зеркало жизни». По мнению писателя, цель комедии – отражать жизнь во всем ее многообразии. Для этого необходимо отбросить прочь все нормы и правила. Особое место в творчестве Лопе де Веги занимают комедии. Одна из лучших среди них – «придворная комедия» «Собака на сене» (ок. 1604). В комедиях такого типа, как правило, показывалась жизнь аристократии, близкой ко двору. Многие из них написаны на сюжет о сложных взаимоотношениях, возникающих между господами и их слугами. В ряде комедий разрабатывается сюжет о любовных переживаниях героев, принадлежащих разным сословиям. Иногда в центре сюжета стоит борьба за власть. Нередко в таких комедиях любовное чувство возникает из ревности. Это вносит определенный диссонанс в отношения между влюбленными и делает комической ситуацию. Разрешение ее нередко заключено в словах народной песни, которую исполняют или слуги, или приближенные к знатной особе. Заканчиваются комедии, как правило, свадьбой. Так, в комедии «Собака на сене» любовь прекрасной аристократки Дианы к секретарю Теодоро возникает из ревности. Причем название комедии оправдано поведением Дианы: она не позволяет Теодоро любить себя, но и запрещает любить служанку Марселу. Теодоро, честный, благородный юноша, оказывается заложником игры сословных предрассудков. Счастливый конец достигается лишь благодаря проворному слуге Тристану, одному из типов пикарескных слуг в комедиях Лопе. Но при этом мы видим, как Диана готова бросить Тристана в колодец за то, что он знает о плебейском происхождении Теодоро. Аристократка в Диане побеждает само чувство. Пока она не знает средства, как сделать так, чтоб Теодоро стал равным ей, Диана требует понимания, настаивает на сохранении сословной дистанции. Но как только Тристан «находит» Теодоро знатного отца, Диана изменяет свое решение. Ради достижения руки первой красавицы ее поклонники не гнушаются услугами наемных убийц. И только изворотливость Тристана, не менее благородного в своем отношении к господину, устраивает все наилучшим образом. Вообще, слуга часто принимает участие в интриге комедии Лопе де Вега. Обычно это бедный малый, который способен трезво оценить ситуацию и посмеяться над страстными переживаниями влюбленных. Это та пружина в действии, от которой начинает раскручиваться вся интрига. Не случайно именно из-за образа слуги комедии Лопе нередко сравнивают с плутовскими романами. Но главное, что помогает раскрыть слуга, – это то, что и крестьянки и дворянки одинаково переживают любовное чувство. Любовь уравнивает все сословия. Такое гуманистическое прославление любви стало настоящим открытием драматургии Лопе де Веги. Наиболее интересным типом комедии Лопе является «комедия плаща и шпаги». Название дано по обязательной атрибутике персонажа. Действие пьес обычно происходит в современной драматургу обстановке, как правило, это Мадрид или Севилья, воспетые персонажами комедий. В данном типе пьес есть свои закономерности построения: проводится параллель между влюбленной парой господ и парой слуг; отношения часто дублируются, усиливая комизм происходящего. Однако у Лопе интрига нередко уступает место характеру. Нравы Испании обрисованы ярко, многообразно, оттеняя сущность характеров главных героев. В комедиях Лопе женщина всегда активна в борьбе за свое счастье. Ей присущи обаяние, верность, а также способность к самопожертвованию во имя любви. Являясь существом слабым, женщина становится сильной и смелой в борьбе за счастье. Главное в жизни – любовь как животворящая сила. Она раскрывает в человеке все его способности. Не случайно в «комедии плаща и шпаги» мы обнаруживаем разные типы людей ренессансного образа мыслей. Литература барокко Барокко, получившее свое развитие и художественное выражение в литературе Испании, сыграло огромную роль в истории мировой, и в частности европейской, культуры. Оно охватило различные стороны жизни, в том числе живопись, поэзию, роман, драму. З. И. Плавскин отмечает, что «формирование драмы барокко происходило в условиях обострившейся идеологической борьбы вокруг театра. Наиболее фанатично и непримиримо настроенные идеологи феодально-католической реакции объявляли театр рассадником еретических идей, противоречащих догмам религии и идеалам верноподданничества. Они неоднократно выдвигали требование полного запрещения театральных представлений. Трижды в течение одного столетия им удавалось на время добиваться своего». Первым проявлением наступившего духовного кризиса можно считать живопись Эль Греко (Доминико Теоткопули). В его картинах Христос и святые предстают в состоянии религиозного экстаза. Их аскетические, изможденные постом фигуры написаны в желтых, восковых тонах и напоминают огонь свечи. Выражение безучастности на лицах, длинные руки, воздетые к небу, вытянутые формы тел, одежд – все свидетельствует о полной отрешенности от мирской суеты и о слиянии с Богом. Состояние души, запечатленное на художественных полотнах Эль Греко, хорошо иллюстрирует «Сонет распятому Христу», в котором неизвестный автор не просто поклоняется Христу, но сострадает ему как человеку: Ты мной любим, Господь, не по причине, Что в рай стремлюсь к обещанным наградам, Но по причине страха перед адом, Где платятся обидчики святыни. Но оттого, что вижу я доныне Тебя приговоренным и распятым, И тело вижу, отданное катам, И смертный пот, и труп на крестовине. И мне любить завещано от Бога, Не будь награды, с той же самой силой, Не будь расплаты, с тою же виною. Такой любви не надобно залога, И если бы надежду погасило, Моя любовь не стала бы иною. (Пер. А. Телескула) Особую роль в развитии идей барокко сыграла клерикальная лирика. Ее поэты призывали к уединенной жизни, к смирению, к размышлениям о бренности земного бытия. Эта лирика утверждает преобладание духовного над материальным. Луис де Леон (1527–1591), один из известных церковных деятелей XVII века, испытавший на себе все «прелести» инквизиции и тюремного заточения, в своих стихах призывал к жизни в уединении, так как, по его мнению, мирская суета всего лишь миг: С отрадою какою Мудрец простится с беспокойным светом, Чтоб тайною тропою За избранными следом Туда уйти, где здешний шум неведом, Где не томит забота О превосходствах знати сановитой И чужда позолота, Которою покрыты Чертоги с колоннадой из нефрита… А мне того довольно, Что мирно пью из скромного стакана, Пусть роскошью застольной За чашею чеканной Кичится, кто не ведал урагана. Пускай другие много Страдальные, пленясь неверной долей, Терзаются тревогой О славе и престоле, — Я не ищу печали и неволи И, лавром вечно юным Увенчанный в покое потаенном, Веду рукой по струнам И благодарным звоном Встречаю ночь, сходящую по склонам. (Пер. Б. Дубина) Среди источников барокко называют и пасторальный роман с его прекрасной идиллией, и мавританскую новеллу с рыцарскими подвигами арабов, с любовными приключениями персонажей. Писатели барокко видели контраст между неразумной человеческой природой и трезвым разумом, между прозаическим и поэтическим, уродливым и прекрасным, между карикатурой и возвышенным идеалом. Они видели, что в жизни все меняется, постоянно движется. Но это движение воспринималось ими как хаотичное, не ведущее к познанию. Мир для представителей барокко непознаваем. Только воображение, движимое разумом, способно собрать воедино мозаичную картину мира. Взгляд на человека носит беспощадный характер. Человек для них – воплощение зла, эгоизма. Углубляя критические взгляды писателей-гуманистов, писатели барокко отходят от жизнеутверждающего начала этой критики. Они обнаруживают в мире массу противоречий и странностей, главной из которых является человек как носитель дисгармонии. Отсюда и особенность понимания сущности «прекрасного» в искусстве барокко. В отличие от представителей Ренессанса, утверждавших, что «прекрасное» заключено в самой природе, и в частности в устной народной поэзии, писатели барокко признавали – «прекрасное» есть результат воображения, движимого разумом. Поэтому оно так причудливо, своеобразно. Классицизм. Расцвет классицизма связан с периодом утверждения абсолютной монархии во Франции. К середине XVII в. королевская власть исторически стала прогрессивной силой, противостоящей своеволию крупных феодалов и способствующей экономической, социальной и духовной жизни страны. Под покровительством короля богатела французская буржуазия. Именно король сумел смягчить ожесточенную религиозную вражду внутри страны. Личность короля воспринималась как воплощение разумной воли и пользовалась непререкаемым авторитетом. Исторически необходимые мероприятия королевской власти не предусматривали, однако, блага широких народных масс. Во время правления Людовика XIV, когда абсолютизм достиг полного расцвета, голод и увеличение налогов вызвали немало народных волнений, которые подавлялись самыми жестокими мерами. Людовик XIV, или, как его называли, «король-солнце», с небывалой роскошью содержал свой двор. Ко двору были призваны лучшие художники, писатели, музыканты и артисты. Король построил себе недалеко от Парижа новую резиденцию – Версаль. Его архитекторы создали стиль, по строгой безыскусности и величественности напоминавший античные (классические) сооружения. В основу был положен принцип тяготения к центру, символизировавшему центральную власть, этому была подчинена и архитектура зданий, и планировка парков. Принцип строгой регламентации, который насаждался при королевском дворе, распространился и на культуру эпохи. Так возникло искусство классицизма, в русле которого были созданы великие произведения архитектуры, скульптуры и литературы, прежде всего драматургии. Классицизм во Франции выдвинул великих писателей, мастеров трагедийного жанра Корнеля и Расина, баснописца Лафонтена, комедиографа Мольера. Не случайно и сегодня во Франции ставят Корнеля и Расина. Более того, для каждого крупного актера роль Сида или для актрисы – Федры является высшей пробой сил, ибо дает возможность проявить в полной мере свой талант и мастерство. Это значит, что литературные памятники классицизма – живое наследие. Именами Корнеля и Расина во Франции гордятся так же, как мы гордимся именами русских писателей XIX в. Трагедия Корнеля «Сид» - яркий пример замечательной классицистической драматургии. Написанная в 1636 г., она изображает характерный для классицизма конфликт долга и чувства в душе каждого из двух героев – Химены и Родриго. Отец Химены оскорбил отца Родриго, и тот, мстя за отца, убил оскорбителя, несмотря на то, что это был отец любимой. И хотя Химена любит Родриго, она требует возмездия за убийство своего отца. По ходу действия раскрывается, что понятие долга отнюдь не сводится к защите семейной чести. Испании угрожает внешний враг. Родриго отправляется в бой, ибо дать отпор врагам родной страны важнее теперь, чем разрешить сложный душевный конфликт. Родриго возвращается из боя с победой. Побежденные им мавры назвали его «Сид», что означает победитель, повелитель. Родриго – герой и защитник чести всей страны, и требование Химены казнить его во имя восстановления семейной чести не может быть удовлетворено. Все противоречия снимает воля короля. Но Корнель здесь отнюдь не выступает певцом абсолютизма. И само понятие долга шире понятия долга перед королем. Драматург показывает высокий накал чувств, созданный столкновением сильных, волевых натур. И Родриго, и Химена в своем поведении руководствуются высшими нормами нравственности. Химене тяжело потерять отца от руки любимого. Но она понимает, что Родриго отомстил за оскорбление своего отца и если бы он этого не сделал, то не был бы достоин ее любви. И у Родриго нет сомнения, что Химена должна требовать его смерти, иначе она не была бы той Хименой, которую он любит и перед которой он преклоняется. Трагедию Корнеля, как и позднее Расина, отличает высокий этический пафос. Их герои не идут на компромиссы с совестью, не приспосабливаются к обстоятельствам, не покоряются внешней силе. Очевидно, что классицизм – это искусство эпохи абсолютизма, но не искусство абсолютизма, ибо творчество великих французских художников вовсе не сводится к изображению преходящих политических принципов. И еще более важно то, что нравственные проблемы, взятые в частных проявлениях поведения людей далекой эпохи, в широком общечеловеческом смысле нисколько не устарели. Наоборот, они особенно остро воспринимаются в наше время. Понятие о долге человека, о его ответственности перед собой и другими в классицистической трагедии позволяет сделать вывод о богатстве содержания литературы французского классицизма – искусства высокохудожественного. Метод изображения человека у драматургов французского классицизма существенно отличается от того, каким позднее стали пользоваться реалисты XIX в. «В классицизме играет огромную роль в первую очередь не принцип отображения или изображения существующего, не разоблачение его пороков, не отрицание и критика его, как в реализме, а идея позитивного, принцип образа, идеала», - писал о методе классицизма советский учений Д.Д. Обломиевский. В отличие от реализма XIX в., в произведениях которого характеры связаны с обстоятельствами и чаще всего определяются этими обстоятельствами, трагедия классицизма выдвигает характер сам по себе, обстоятельства здесь играют подчиненную роль (даже не так уж важно, где происходит действие: в Испании, в Древнем Риме или где-нибудь на Востоке). О трагедии Корнеля и Расина нельзя сказать, что она изображает такие-то нравы или такую-то среду. Особенности национального колорита и национального характера также мало интересовали классицистов, постоянно старавшихся подчеркнуть общечеловеческий смысл изображаемых конфликтов. Корнель и Расин не брали сюжетов из окружающей действительности и не выдумывали их, а чаще всего использовали уже известные (из мифа, из древних писателей, из легенд). Обычно говорят о рационализме классицистов, о том, что они отталкиваются не столько от жизни, сколько от разума. Но тем не менее в утверждении той или иной идеи, своего идеала человеческого поведения, драматурги добиваются убедительности и правдоподобия. И романтики, и реалисты XIX в. безосновательно критиковали классицизм за сухую рассудочность. На сцене французского трагического театра XVII в. герои выступают как участники острейших конфликтов, сюжет строится на столкновении противоборствующих чувств долга и страсти, а для героев Расина особенно характерны психологические противоречия, душевная борьба. «Свет и тьма, разум и разрушительные страсти, мутные инстинкты и жгучие угрызения совести сталкиваются теперь в душе одного и того же героя…». Сосредоточенность трагического поэта на изображении человеческого характера, моральных принципов, которым следует этот характер, во много определяет и структуру трагедии, расстановку в ней действующих лиц. Здесь получают объяснение и традиционные для драматургии классицизма «три единства». Хотя единство места времени и действия нельзя считать исключительно признаком классицизма – есть немало пьес, в том числе и современных, в которых действие происходит на протяжении одних суток и в одном помещении, но в классицизме требование трех единств имело особый художественный смысл. Оно объясняется не механическим подражанием античности, а стремлением наиболее концентрированно передать драматургический конфликт. Особенно важным для этого был принцип единства действия. Согласно эстетике классицизма все внимание драматурга должно быть сосредоточено на одной – главной – коллизии, и ничто не должно отвлекать внимания зрителя. Поэтому Корнеля современники упрекали за то, что в «Сиде» один женский образ Инфанты – лишний, ибо из-за него создается побочная линия в сюжете, нарушающая центростремительный характер действия. Единство времени (сутки) объясняется тем, что конфликт изображается в момент, когда он уже назрел и требует немедленного решения. В этом нет никакого насилия над ходом событий, сокращённость действия во времени лишь усиливает его напряженность. Единство места также призвано было подчеркнуть остроту ситуации, когда герой как бы замкнут в наступающих на него обстоятельствах. Ограниченностью пространства создавалось на определенное время впечатление безысходности, которую герой должен был разорвать силой своего разума и воли. Жизненный и творческий путь Мольера. Жан Батист Поклэн, вошедший в литературу под именем Мольера, родился в 1622 г. в семье обойщика, который со временем купил патент «личного обойщика короля». Будущий писатель получил образование в одном из привилегированных учебных заведений – Клермонском коллеже. Как это было тогда принято, он в совершенстве владел латынью (ученики даже на переменах обязаны были разговаривать только на латыни), хорошо знал античных классиков. Биографы подтверждают, что круг его знаний был шире, чем это было предусмотрено программой. Так, доказано его знакомство с современной материалистической философией, которую церковники в то время сурово преследовали. По окончании коллежа Жан Батист получает диплом юриста; спустя два года, в 1643 г., он отказывается от права на звание «личного обойщика короля», которое мог наследовать от отца, и становится актером. При содействии нескольких друзей он открывает в Париже так называемый Блистательный театр, где впервые принимает имя Мольера. Однако это предприятие терпит неудачу, и разорившаяся труппа начинает странствовать по городам и богатым поместьям Франции. Именно в этот период, продолжавшийся 13 лет, Мольер приобретает жизненный и сценический опыт и сам начинает писать пьесы. Труппа Мольера выступала, конечно, не только перед местными вельможами, но и перед простолюдинами. Знакомство с людьми из народа во время многолетних скитаний по стране способствовало, в частности, созданию образов энергичных, ловких и умных слуг и служанок в его комедиях. Много значило для Мольера знакомство с народным фарсом – эксцентричной комедией на бытовые темы, распространенной во французском ярмарочном театре. Многие приемы фарса Мольер использовал при создании своих произведений. В 1658 году труппа Мольера прибыла в Париж и после нескольких выступлений перед королём получила возможность остаться в столице. Начинаются годы активной деятельности Мольера – комедиографа и актёра. Под пером Мольера произведения комедийного жанра перестали быть просто развлекательными: яркий талант его сделал комедию средством борьбы с человеческими пороками. Искусство Мольера – драматурга и актёра выросло в художественной атмосфере зрелого классицизма. К этому времени Корнель уже закончил свою деятельность, современником Мольера был Расин. Вместе с тем творчество Мольера во многом выходило за рамки эстетической системы классицизма. С классицизмом Мольера связывает разработка характера, интерес к человеческой личности в сложных отношениях с другими людьми. Но характер, сохраняя обобщённость, общезначимость для разных стран и эпох, приобретает порой у Мольера конкретные социально - исторические черты. Особенности просветительского реализма. Просвещение не является литературным направлением, как например, классицизм или романтизм. Этим термином обозначается определённый период или идеология эпохи кризиса феодального общества. В большинстве стран идеология «просветителей» складывалась на протяжении XVIII в. сначала в Англии, уже пережившей революцию в XVII в., потом во Франции (революции 1789 - 1794 гг.), оказавшей огромное влияние на весь ход всемирной истории в XIX в. Во второй половине века просветительское движение захватывает почти все страны Европы и Россию. В чём суть идеологии Просвещения? Просветители ко всему подходили с позиций разума. Прошлое они отвергли как неразумное, а будущее представляли как царство разума: «… мир до сих пор руководился одними предрассудками, и всё прошлое достойно лишь сожаления и презрения. Теперь впервые взошло солнце, и отныне суеверие, несправедливость, привилегии и угнетение должны уступить место вечной справедливости, равенству, вытекающему из самой природы, и неотъемлемым правам человека». Такой подход определил и художественное своеобразие литературы Просвещения, разных ее направлений: классицизма, сентиментализма, реализма. В XVIII в. на Западе создавались реалистические романы («Робинзон Крузо» Дефо) и реалистические драмы (например, «Женитьба Фигаро» Бомарше или драмы молодого Шиллера «Разбойники», «Коварство и любовь»). Но это был другой реализм, существенно отличающийся и характером изображения жизни, и методом создания художественного образа от критического реализма XIX в. В литературе XVIII в. большое место занимает условность. Обстоятельства в романе Дефо, как и в трагедии «Фауст», не назовешь типическими. И значение таких образов, как Робинзон Крузо, Карл Моор, Фауст также не в их типичности. Художественное своеобразие и художественная ценность их связаны с тем, что они воплощают высокое представление о призвании человека, воплощают Разум или Природу. Очень важно понять, что это именно особый этап в развитии реализма. Дело не в том, что просветители XVIII в. еще не умели изображать так, как писатели XIX в., - просто они иначе смотрели на эстетические задачи и находили свои художественные средства для решения этих задач. Ошибочна и такая точка зрения на эстетические принципы XVIII в., что они были уместны только в то время и якобы устарели теперь. Это легко опровергается опытом зарубежных литератур XX в., когда вновь появился экспериментальный роман, в драмах и прозе изображаются условные ситуации и полновластно выступают фантастические персонажи (Брехт, Чапек, Веркор и многие другие). Значительное место принадлежит трагедии «Фауст». Особенность структуры и мотивировки в «Фаусте», подчиненность сюжета и композиции определенной оптимистической концепции – все это отнюдь не случайно у Гете. За этими эстетическими принципами стоит целая эпоха в истории европейского искусства эпоха Просвещения. Главная трудность при изучении Гёте возникает, когда мы подходим к характеристике идейного содержания его трагедии. Оно достаточно многогранно, и сразу встает вопрос об отборе материала. Сам Гете говорил, что содержание «Фауста» нельзя нанизать на ниточку одной идеи. Место действия в «Фаусте», как сказано, достаточно условно. Но время возникновения трагедии Гете нам хорошо известно – она создавалась с 1773 – по 1831 гг., причем наиболее концептуальные сцены первой части созданы в 1797 – 1800 гг., т.е. в годы, непосредственно следующие за Великой французской революцией. После Вольтера, Дидро и Руссо во Франции, после английских реалистов от Дефо до Фильдинга и Стерна, после Лессинга и других писателей в самой Германии «Фауст» явился своеобразным итогом «века разума», при этом итогом общеевропейским. Вопросы к семинару 1. Знакомимся с биографией и творчеством Лопе де Вега: 1) Лопе де Вега – великий испанский драматург XVII века. Биография (назвать основные события жизни, оказавшие влияние на творчество) 2) Особенности драматургии Лопе де Вега. Какие типы пьес выделяют в его творчестве? 3) Комедия «Собака на сене». Ренессансные и барочные мотивы в комедии. 2. Знакомимся с классицизмом во французской литературе XVII века: 1) Составить план/ конспект лекции. 2) Выписать новые понятия. 3. Знакомимся с биографией и творчеством Ж. Б. Мольера: 1) Мольера – французский драматург XVII века. Биография. 2) Мольер – создатель классической комедии. 3) Черты высокой комедия в пьесе Мольера «Тартюф» (прочитать комедию). *4) Образ Дон Жуана как один из вечных образов в мировой литературе по пьесе Мольера «Дон Жуан, или Каменный Гость». *5) Рассказ о любой прочитанной вами комедии Мольера.
«Особенности развития европейской литературы XVII века.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 148 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot