Управление собственностью – это целенаправленный процесс, реализуемый субъектами собственности – частными лицами, органами публичного управления – для воздействия на организацию владения, пользования и распоряжения объектами собственности с целью повышения эффективности их использования или обеспечения эффективности распоряжения ими.
Значение управления собственностью
Как и всякая управленческая деятельность, управление собственностью – целенаправленный процесс, который позволяет посредством использования имеющихся ресурсов исходя из поставленных целей и задач реализовать систему мероприятий для получения желаемого результата. Исходя из этого значения и цели управления собственностью существенно отличаются исходя из формы собственности. Так, если речь идет об управлении собственностью частным субъектом, то обычно такое управление имеет своей целью повышение эффективности использования и распоряжения объектами собственности для получения прибыли или иного положительного эффекта субъектом собственности.
Когда речь идет о государственной и муниципальной собственности, владение, пользование и распоряжение которой осуществляют обычно органы публичного управления от имени публично-правовых образований, такими целями являются:
- обеспечение повышения уровня и качества жизни населения соответствующего публично-правового образования;
- социально-экономическое развитие конкретной территории;
- поддержание приоритетных для экономического развития отраслей хозяйствования территории и другие социально значимые цели.
Теоретические основы управления частной собственностью
В условиях рыночной системы хозяйствования частная организация выступает основным звеном экономической системы, поскольку это ключевой субъект экономических отношений, производящий и предоставляющий продукцию, работу, услуги. При этом частная организация – это самостоятельный, обособленный хозяйствующий субъект, который осуществляет производство и реализацию продукта, работы, услуги. В связи с чем исходя из формы частной организации управление такой организацией предполагает столкновение разных интересов:
- персонала, привлекаемого для обеспечения деятельности организации;
- руководства, непосредственно реализующего управленческие функции;
- собственника организации.
Указанное ставит перед современными хозяйствующими субъектами сложную задачу обеспечения эффективного управления собственностью при координации интересов взаимодействующих сторон.
В развитых экономических системах частные организации формируют собственную философию управления, которая как бы фиксирует правила согласования интересов всех заинтересованных субъектов – собственников, управленцев, привлекаемых работников.
Кроме того, внешним регулятором эффективности управления собственностью выступает рынок, поскольку те организации, в которых процесс управления неэффективен, в конечном итоге в конкурентной борьбе утрачивают возможность осуществления хозяйственной деятельности для извлечения прибыли.
Другим важным механизмом, влияющим на эффективность управления собственностью хозяйствующих субъектов, является финансовый рынок, который позволяет собственникам организаций, не заинтересованным в деятельности организации, продать свою долю на финансовом рынке и тем самым изъять капитал. Менеджеры для предотвращения массового оттока капитала из бизнеса стремятся к эффективному управлению организацией и, соответственно, к увеличению капитала.
Важным аспектом эффективности управления собственностью в современном обществе является обеспечение законности такого управления, то есть выстраивание производственных и непроизводственных процессов исходя из требований законодательства к качеству продукта, работы, услуги, к процессам организации производства и реализации продукта, работы, услуги, а также исходя административных, налоговых и иных требований.
В современных организациях эффективность управления собственностью все больше связывается с вовлеченностью всех работников компании в миссию организации, в реализацию ее целей и задач, позволяющих стимулировать к эффективному труду не только менеджеров, но и рядовых работников.
Теоретические основы управления государственной и муниципальной собственностью
Наличие государственной и муниципальной собственности призвано решать в современном обществе следующие задачи:
- обеспечивать функционирование государственного или муниципального механизма для осуществления функций публичного управления;
- обеспечивать достижение необходимых социально полезных эффектов публичного управления, то есть, в конечном счете, обеспечивать повышение качества жизни населения;
- обеспечивать необходимое управленческое воздействия на значимые с точки зрения экономического развития территории сферы хозяйствования.
Сложность управления государственной и муниципальной собственностью заключается в многообразии объектов такой собственности, которые включают в том числе:
- имущество государственных и муниципальных предприятий и учреждений;
- ресурсы бюджета;
- имущество, закрепленное за органами публичного управления;
- иное движимое недвижимое имущество, которое не закреплено за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями.
При этом государственное и муниципальное имущество имеет целевое назначение, его использование должно быть направлено на решение конкретного вопроса публичного управления, например, на удовлетворение социокультурных потребностей населения или для организации коммунально-бытового обслуживания населения.
Сегодня в качестве одного из наиболее эффективных инструментов использования и управления государственной и муниципальной собственностью называют государственно-частное партнерство. Этот институт позволяет государству или муниципалитету объединять свои ресурсы с представителями частного бизнеса для решения социально значимых задач.