Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Теории корпоративного управления

8-800-775-03-30 support@author24.ru

Сущность корпоративного управления

В настоящее время вопросам развития практики корпоративного управления, как в России, так и за рубежом, уделяется все больше внимания. Тем не менее, в научной литературе до сих пор отсутствует единство подходов к определению его сущности. Рассмотрим лишь некоторые из них.

Определение 1

В общем виде под корпоративным управлением принято понимать выбранный способ взаимодействия между корпорацией, ее акционерами, советом директоров и менеджментом.

С юридической точки зрения под корпоративным управлением понимается общее название юридических процедур и концепций, формирующих основу создания и управления корпорацией и касающихся прав акционеров.

Основополагающими целями корпоративного управления максимизация прибыльности деятельности корпоративных структур, а также рост эффективности их деятельности, косвенно способствующий росту стоимости акционерного капитала.

Задача корпоративного управления неизменно сводится к необходимости налаживания механизмов, обеспечивающих подотчетность менеджмента и баланс интересов всех участников корпоративных отношений (в первую очередь – акционеров).

В роли участников корпоративных отношений выступают физические и юридические лица, которые намерены получить выгоду от взаимодействия с корпорацией. Подобное взаимодействия может носить как прямо, так и косвенный характер. Иначе участников корпоративных отношений принято называть стйекхолдерами. Их основные группы представлены на рисунке 1.

Группы стейкхолдеров. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Группы стейкхолдеров. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

По отношению к компании всей стейкхолдеры делятся на две большие группы – внешние и внутренние. Первые представлены собственниками акционерного капитала, советом директоров, наемным менеджментом и сотрудниками корпорации. Вторые состоят из поставщиков, потребителей, кредиторов, государства и общества в целом.

Готовые работы на аналогичную тему

Зачастую интересы участников корпоративных отношений оказываются прямо противоположными. Система же корпоративного управления призвана их сбалансировать.

Эволюция теоретических взглядов на природу корпоративного управления

Теоретические взгляды на природу и характер корпоративного управления с течением времени претерпевали определенные изменения. В своем становлении теория корпоративного управления прошла три основных этапа (рисунок 2). Каждый из них был ознаменован становлением и дополнением системы научных знаний, представляющих собой теоретическую базу управленческой практики, а точнее ее обеспечение научными рекомендациями. Рассмотрим их более подробно.

Развитие теории корпоративного управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Развитие теории корпоративного управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Начало обоснования теории корпоративного управления было положено в 1930-х гг., когда произошло отделение функций контроля от собственности. В то время корпорации рассматривались в качестве изолированных систем, не зависящих от внешнего окружения, а стремление профессиональных менеджеров к установлению контроля над собственностью корпорации приводило к минимизации контрольных функций со стороны акционеров.

Второй этап развития управленческой мысли связан с работами У. Меклинга и М. Дженсена, которые обратили внимание на проблему расхождения интересов менеджеров и акционеров, что, в свою очередь, приводило к необходимости создания механизма, способного обеспечить защиту интересов собственников от менеджеров, преследующих свои собственные цели.

Третий этап становления теории корпоративного управления сопряжен выдвижением идеи о неразрывной связи корпоративных институтов с внешней средой. В частности, Т. Джонсом и Ч. Хиллом была разработана теория, согласно которой корпоративное управление следует рассматривать в качестве нахождения оптимального баланса между различными группами заинтересованных лиц – стейкхолдеров, как финансовых, так и нефинансовых.

Современные теории корпоративного управления

Сегодня существует два основных подхода к определению и трактовке концепции корпоративного управления.

В широком смысле под корпоративным управлением принято понимать систему управленческих отношений, возникающих между взаимодействующими хозяйствующими субъектами в сфере субординации и гармонизации их интересов, обеспечивающую синергетический эффект в достижении поставленных целей как от их совместной деятельности, так и от их взаимоотношений с внешними контрагентами.

В более узком смысле оно представляет собой установление баланса интересов различных групп заинтересованных лиц. Особый акцент при этом уделяется взаимосвязи участников корпоративных отношений.

Корпоративное управление может рассматриваться в трех базовых аспектах:

  • как наука;
  • как система;
  • как процесс.

Как наука корпоративное управление представляет собой систему знаний о закономерностях, методах, средствах и эффективных формах целенаправленного воздействия на различные компоненты корпоративных образований с целью обеспечения эффективного функционирования механизма взаимодействия, достижения гармонии и синергетического эффекта.

Замечание 1

Системный подход к трактовке изучаемого термина определяет корпоративное управление в качестве целостной совокупности взаимосвязанных управленческих отношений, возникающих между его участниками, направленной на обеспечение благосостояния акционеров с учетом соблюдения интересов все заинтересованных сторон.

Наконец, корпоративное управление справедливо рассматривать как процесс, в соответствии с которым корпорация представляет и обслуживает разносторонние индивидуальные и общественные интересы стейкхолдеров, балансируя между целями экономического и социального порядка.

Так или иначе, в основе корпоративного управления лежит способ взаимодействия участников корпоративных отношений. Предопределяющая роль в его развитии отводится четырем базовым элементам:

  • права акционеров;
  • совет директоров;
  • социальная ответственность;
  • информационная прозрачность.

Чем выше развито каждое из них, чем больше оно соответствует передовой практике и принципам корпоративного управления, тем более эффективная деятельность корпоративных структур и тем выше степень удовлетворенности их участников.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Людмила Юрьевна Ананьева

Эксперт по предмету «Менеджмент» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис