Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Основные концепции стратегического менеджмента

Все предметы / Стратегический менеджмент / Основные концепции стратегического менеджмента

Начало научным исследованиям стратегий организаций было положено в 1960-х годах, в трех книгах: трактате А.Чандлера « Стратегия и структура» По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Стратегия подробнее , коллективном учебнике Гарвардской школы бизнеса «Политика бизнеса» К.Эндрюса, и фундаментальном труде «Корпоративная стратегия» И.Ансоффа.

Замечание 1

Основным достоинством труда А.Чандлера и гарвардского учебника было то, что в них впервые были исследованы проблемы «организационного соответствия» организации целям ее стратегического развития и выработаны конкретные концепции и методы такого достижения.

А.Чандлер впервые разделил понятия «стратегия» и «структура»:

  • Стратегия - планирование и реализация различных моделей роста для различных организационных форм.
  • Структура - организационная форма, служащая целям административного управления видами деятельности организации и ее ресурсами

Концепция корпоративной стратегии К.Эндрюса

Анализ стратегий был характерен и для К.Эндрюса, который изменил трактовку понимания общего менеджмента, и ввел понятие корпоративной стратегии, в рамках которой целостность организации стало пониматься не просто как взаимосвязь всех ее структурных подразделений, а в рамках ее взаимодействия с окружающей средой.

Также большим кладом К.Эндрюса в развитие стратегического менеджмента стала разработка SWOT-анализа, основанного на оценке сильных и слабых сторон внутри организации, а также оценке угроз и возможностей со стороны внешней.

Также данный автор впервые разграничил понятия стратегий корпоративного и бизнес-уровня:

Корпоративная стратегия - множество решений, определяющих и раскрывающих:

Готовые работы на аналогичную тему

  • задачи и цели организации;
  • политику и планы достижения целей;
  • сферу деятельности;
  • экономические и организационные особенности;
  • свойства экономических и социальных результатов, создающихся для владельцев, сотрудников, клиентов и населения в области операционной деятельности.

Стратегия бизнес-уровня - часть корпоративной стратегии, которая определяет то, как организация будет конкурировать и позиционироваться относительно других игроков рынка.

Концепция школы планирования

Ее создатель, И.Ансофф, считал главным принципом долгосрочного планирования переход от анализа будущего организации к ее настоящему.

Согласно концепции, выделяют три группы управленческих решений:

  • стратегические - касающиеся продуктов и рынков;
  • административные - касающиеся организационной структуры и распределения ресурсов;
  • оперативные – касающиеся бюджетирования и контроллинга.

Вторым этапом развития этой теории является выяснение наличия у организации уникальных ресурсов и организационных способностей, которые дают ей приоритет и конкурентное преимущество на рынке.

Концепция конкурентных стратегий М.Портера

Замечание 2

Дальнейшее развитие концепция И.Ансоффа получила в работках М.Портера По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Генерические стратегии по М.Портеру и их применение подробнее , который объединил исследования стратегий с теорией отраслевой организации.

По мнению М.Портера, организация получит конкурентное преимущество, если будет заниматься только стратегически важными видами деятельности:

  • проектированием;
  • производством;
  • маркетингом;
  • дистрибуцией.

При этом издержки организации должны быть ниже, чем у конкурентов или ее товары/услуги должны обладать лучшим качеством.

Ресурсная концепция

Данная концепция получила распространения 1990-е годы с появлением статьи 1984 г Б. Вернерфельта «Ресурсная трактовка фирмы», согласно которой «полезность анализа фирмы скорее с точки зрения ее ресурсов, чем продуктов».

Далее интерес к ресурсному подходу вырос после статье 1990 г К.К.Прахалада и Г.Хамела «Ключевая компетенция корпорации», которая на примерах компаний-лидеров объясняла достоинства концепции фирмы как портфеля организационных компетенций, а не бизнес-единиц.

Главный тезис ресурсной концепции – неоднородность фирм может быть устойчивой, так как они обладают уникальными ресурсами и организационными способностями, определяющими их конкурентные преимущества.

Современные концепции стратегического менеджмента

Концепция управления знаниями - это одна из основных в настоящее время.

Авторы концепции И.Нонака и Х.Такеучи считают, что успех многих японских компаний в инновациях и конкуренции обусловлен развитием теории создания знаний. В рамках концепции - главная цель управления знаниями - создание организационного знания.

Создание организационного знания следует понимать, как процессы, которые усиливают создаваемые людьми знания и трансформируют их в часть «сети знаний» всей организации. Из этих процессов складывается так называемая спираль знания, которая динамично функционирует посредством неформальных сетей внутриорганизационных отношений.

Замечание 3

Важной особенностью организации в рамках концепции является навык трансформации неформализованных знаний в формализованные.

Прочие современные концепции:

  • концепция тотального управления качеством;
  • концепция совершенствования и реинжиниринга бизнес процессов;
  • концепция электронной коммерции;
  • концепция методологий Balanced Scorecard, EVA, ABC.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Людмила Челяпина

Эксперт по предмету «Стратегический менеджмент»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис