Появление термина «стратегическое управление» в 1960-1970х гг. обусловлено необходимостью обозначения различий между управлением на уровне производства, операционным менеджментом, и управлением на уровне высшего менеджмента организации.
Термин «стратегический менеджмент» имеет очень широкое значение, что видно из количества различных определений, представленных в научных и методических трудах в области управления организацией. Различные варианты определения стратегического менеджмента делают акцент на разных аспектах данного процесса. Однако все многообразие определений концепции стратегического менеджмента можно свести к нескольким основным подходам:
Становление стратегического менеджмента как части управленческой науки можно рассматривать с двух точек зрения – концептуальной и практической. Начало концепции стратегического управления относится еще к периоду древнего Рима и Китая. В Риме существовала концепция «благородного» управления, сущность которой заключалась в оценке реакции с точки зрения деятельности управляемого объекта, а не со стороны провоцирующей внешней среды. Древний Китай опирался при ведении военной деятельности на специально разработанные «хитрости», основанные на приоритетности государственных интересов. Как можно заметить, истоки стратегического управления лежат в области управления военными действиями.
Концепция организационного стратегического менеджмента начала свое формирование в 1970х гг. Авторство концепции приписывают консультантам из McKinsey&Co; которые сформулировали основные принципы стратегического управления и способствовали их внедрению в крупнейших корпорациях того периода – Дженерал Электрик, Кока-Кола и т.д.
Через 10 лет концепция стратегического менеджмента уже получила широкое распространение – ее принципы применялись более половиной крупнейших мировых корпораций. Причиной этого является ориентация стратегического менеджмента на будущее и реальная практическая применимость разработанных нововведений.
Стратегическое управление как наука и практика получило свое развитие относительно недавно, поэтому весь период его формирования можно считать современным. Становление стратегического менеджмента можно условно разделить на несколько этапов: