Структура исполнительной власти муниципального образования
Муниципальное образование представляет собой форму административно-территориального деления государства.
Муниципальное образование – это мельчайшая административно-территориальная единица, в рамках которой население имеет возможность сформировать органы публичной власти для самостоятельного решения местных вопросов.
Решение местных вопросов населения требует определенной организации и структуризации публичной власти, в частности формирования системы органов местного самоуправления, в том числе органов исполнительной власти.
Исполнительная власть в муниципальном образовании традиционно представлена главой муниципального образования (так это может быть мэр города или глава села) – высшим должностным лицом местного самоуправления – и органом муниципальной власти, реализующим исполнительно-распорядительные полномочия. При этом система исполнительной власти на местном уровне решает как общие задачи управления социально-экономического развития муниципалитета, так и специальные, в том числе:
- управление имуществом муниципального образования;
- управление экономикой;
- управление здравоохранением и другими сферами общественной жизни муниципального местного сообщества.
Исходя из объекта управления формируется структура исполнительного власти муниципалитета: в системе исполнительной власти выделяются соответствующие структурные элементы, реализующие функции муниципального управления в конкретной сфере. По форме такие структурные элементы условно делятся на управления, комитеты, департаменты, отделы и др.
Функции комитета муниципального образования
Комитет муниципального образования представляет собой структурную единицу системы управления муниципального образования, которая сформирована для реализации управленческих полномочий в соответствующей сфере общественных отношений.
Так, например, нередко в системе исполнительной власти муниципального образования функционирует комитет по образованию, к функциям которого относятся:
- организация в муниципальном образовании предоставления услуг по дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему общему образованию на бесплатных и общедоступных началах;
- организация предоставления населению муниципального образования услуг по педагогико- социальной, педагогико-психологической помощи лицам, получающим образование;
- организация получения услуг по образованию лицами, которые отбывают наказание в местах лишения свободы на территории муниципального образования;
- организация среды в муниципальном образовании для всестороннего развития лиц, проходящих обучение.
Другим примером комитетов, образуемых в составе органов исполнительной власти муниципального образования, является комитет по распоряжению муниципальным имуществом. К основным функциям этого комитета традиционно относятся:
- выработка единой политики муниципального образования в регулировании имущественных отношений;
- защита прав муниципального образования, в том числе в судебных инстанциях, в области имущественных отношений;
- организация эффективной системы управления, пользования, распоряжения собственностью муниципального образования, в том числе земельными ресурсами, лесными участками, жилищным фондом и др.;
- обеспечение формирование источников доходной части бюджета за счет распоряжения муниципальным имуществом;
- реализация единой политики в области жилищных отношений;
- разработка нормативно-правовых актов муниципального нормотворчества в области регулирования имущественных, в том числе земельных и жилищных правоотношений;
- организация системы предоставления жилых помещений населения муниципального образования, а также участие в осуществлении государственных и местных жилищных проектов и др.
Так, комитет по управлению муниципальным имуществом непосредственно реализуют следующие полномочия:
- выступает собственником в гражданских правоотношениях при реализации прав пользования, владения, распоряжения собственностью муниципалитета;
- ведет реестр муниципальной собственности и реализует выдачу выписок из него заинтересованным лицам;
- реализует мероприятия по учету муниципальной собственности;
- осуществляет документальное оформление принятия имущества в состав муниципальной собственности и его выбытия;
- обеспечивает организацию ведения кадастровых работ, оценочных работ в отношении муниципальной собственности и др.
Комитет по градостроительной политике, например, традиционно реализует следующие задачи управления муниципальным образованием:
- обеспечивает заинтересованных субъектов информацией, необходимой для реализации градостроительной деятельности, инвестиционной и иной;
- присваивает адреса объектам недвижимости на территории муниципального образования;
- определяет границы земельных участков, которые предоставляются комитетом в аренду или собственность заинтересованным субъектам;
- реализует градостроительную политику муниципального образования, обеспечивает соблюдение технических требований, требований безопасности, по охране окружающей среды, сохранение культурных объектов и др.;
- подготавливает проекты межевания территории муниципального образования и др.
Комитет непосредственно решает следующие задачи:
- осуществляет сбор сведений относительно обеспеченности земельных участков на территории муниципального образования необходимыми объектами инженерной, социальной, транспортной инфраструктуры
- готовит градостроительный план территории муниципального образования;
- формирует информационные реестры в градостроительной сфере и реализует предоставление сведений в области градостроительства заинтересованным субъектам;
- организует рассмотрение поступающих от заинтересованных субъектов обращений по вопросам, входящим в состав полномочий комитета;
- осуществляет подготовку муниципальных нормативно-правовых актов в области градостроительства;
- определяет границы застроенных и не застроенных земельных участков в пределах территории муниципального образования и др.