Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция № 1
« Развит ие теории государст венного
управления в России»
Вопросы:
1. Княжеская модель управления
2. Царская (самодержавная) модель управления
3. Абсолютистская модель управления
4. Развитие теоретических знаний в области государственного
управления в советскую эпоху
5. Оформление и развитие теории государственного
управления как самостоятельной области научного знания в
трудах отечественных учёных (1990-х гг.-настоящее время)
Княж еская модель управления (к. IX-XV
вв.)
• « Поучение Владимира Мономаха» наиболее полно отражает аспекты первой
теоретической модели управления
Особенности:
1. Принципы управления основы вались на христ ианск их добродетелях.
Характерны попы тк и осмы сления власт ны х от ношений, слож ившихся на
Руси, в соответствии с православны м мировоззрением
2. Управление не отделено от личных качеств правителя. Именно личные качества
определяют успешность или неудачные действия в системе управления
3. Требование широкого участи князя в управлении. Принцип личной ответственности князя
за дела его подчинённых
4. Технология принятия государственных решений – совещание князя с мудрыми
советниками
В XIV- XV вв. к няж еская модель управления претерпевает изменения –
формируются представления о необходимости князю делить власть с боярами и
управлять не только посредством совета, но и осуществлять передачу части
управленческих полномочий
Царская (самодерж авная) модель управления
(XVI-XVII вв.)
• Фёдор Карпов «Послание митрополиту Даниилу» – разделяет религиозные и светские
принципы управления
• Сочинение Ивана Пересветова - идеальный правитель сосредотачивает власть в своих
руках, там же, где за государя правят советники, власть рушится; чиновники должны
осуществлять свою деятельность строго по установлениям, данным правителем, и
подвергаться жесточайшему контролю с его стороны (местные чиновники обладают большей
свободой в управлении)
Особенности:
1. Жёсткая централизация в вопросах государственного управления, если речь идёт о
вершении суда и сборе налогов
2. Эффективное взаимодействие царской власти с «воинниками» – слоем служилых людей,
составлявших главную военную силу государства и кадровый резерв
аппарата
управления
3. Система суровых карательных мер за нарушение служебного и воинского
долга
4. Обоснование права правителя распоряжаться всем населением по своей
воле
(Иван Грозный - «Бог наделяет полномочиями правителя»)
Абсолют истская модель управления (к. XVII- н.ХХ вв.)
• к.XVII-ХVIII вв. - рациональное представление о целях и задачах управленческой практики вытесняет
религиозное; произошёл разрыв с национальной традицией управления
• И. Посошков «Книга о скудости и богатстве» – государственный аппарат должен находиться под
контролем законодательной власти, что не умалит власти императора; знание законов населением повысит
эффективность работы чиновничьего аппарата
• В 3-й четв. ХVIII в. распространились идеи Просвещения, в том числе применительно к формам и методам
государственного управления («Наказ» Екатерины II)
• к.XVIII- н. XIX вв. – формирование идеологических концепций управления (либеральная и
консервативная)
Либеральная: торжество законов над волей одного человека при принятии управленческих
решений; жёсткая регламентация управленческой деятельности и стремление к простой и
ясной структуре управленческого аппарата; учёт воли населения в принятии базовых
решений; личная ответственность за характер принимаемых решений и их последствия;
стремление заимствовать западноевропейский управленческий опыт (Н.И. Панин, М.М.
Сперанский и др.)
Консервативная: признание достижений европейской мысли, но при этом настороженное
отношение к заимствованию европейских форм управления; управление с опорой на
национальные традиции; признание торжества законов и правил над волей отдельных людей,
но при этом более важны нравственные качества представителей административного
аппарата (Н.М. Карамзин, С.С. Уваров и др.)
Ст ановление науки государст венного управления в России
во вт. пол XIX в.
•
•
•
•
Возникает научное направление, т.н. «государственная школа» (С.М.
Соловьёв, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, А.Д. Градовский, В.О.
Ключевский, П.Н. Милюков и др.).
Выдвигала в качестве основной проблемы русской истории соотношение
общества и государства в разные исторические периоды
Русская государственная школа показала невозможность заимствования
западных социальных и правовых институтов путём их простого
«пересаживания» в русское общество без существенной
трансформации с его историческими и культурными особенностями
к. XIX-н. ХХ вв. – тенденции к ограничению абсолютизма; разработка
основ конституционного строя, разделения властей и др.
•
•
•
•
•
•
Новейшая история управленческой мы сли в
России
(н. ХХ в.-1980-е гг.)
Работы А.А. Богданова предвосхитили некоторые идеи теории систем
(«Всеобщая организационная наука (тектология», 1913-1917
гг.) время
Советское
Государственное управление было крайне политизировано. В основу
системы управления была положена идея централизованного руководства
народохозяйственным комплексом страны. Централизм в управлении.
В период соц. строительства создано ряд НИИ и лабораторий, занимавшихся
изучением научной организации труда и управления, в т.ч. разрабатывались
пути удешевления ГУ на основе реорганизации техники администрирования
(исследования были свёрнуты в сер. 1930-х гг.)
Организационно-технические и социальные вопросы управления были разработаны в
трудах А.К. Гастева, О.А. Ерманского, Е.Ф. Розмировича
В 1960-1980-х гг. (В.С. Немчинов, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович) –
стремление создать систему информации, отчётности, показателей и экономических
стимулов, которая позволяла бы локальному органу управления оценить выгодность
тех или иных решений с точки зрения хозяйства в целом
К. 1980-х – дискуссии о пути перехода к рынку и роли государства в данном
процессе
•
•
•
•
Развит ие теории государст венного
управления в т рудах учёны х современной
России
1990-х гг. - разработка вопросов перехода к рыночному регулированию,
приватизации государственной собственности, проблемы кризиса доверия граждан
к государственному управлению и др.
Сер. 1990-х гг. – вузы начинают набор студентов по специальности
«Государственное и муниципальное управление»
Начало XXI века – поиск единой стратегии модернизации государственного
аппарата, новых форм и методов государственного управления, осмысление места и
роли местного самоуправления в системе публичного управления; с началом
реализации административной реформы (2004 г.) – разработка широкого круга
вопросов совершенствования государственного управления, в т.ч. внедрения новых
технологий и вопросов эффективного взаимодействия власти и общества
Понятийный аппарат, сущность, свойства, структуру и иные теоретические вопросы
государственного управления исследовали Г.В. Атаманчук, Д.Н. Бахрах, И.Л.
Бачило, К.С. Бельский, Н.И. Глазунова, Ю.К. Краснов, Г.Л. Купряшин, Е.В.
Охотский, Р.Г. Пихоя, В.Е. Чиркин, Ф.И. Шамхалов и др.