Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Развитие теории государственного управления в России

  • 👀 507 просмотров
  • 📌 467 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Развитие теории государственного управления в России» pptx
Лекция № 1 « Развит ие теории государст венного управления в России» Вопросы: 1. Княжеская модель управления 2. Царская (самодержавная) модель управления 3. Абсолютистская модель управления 4. Развитие теоретических знаний в области государственного управления в советскую эпоху 5. Оформление и развитие теории государственного управления как самостоятельной области научного знания в трудах отечественных учёных (1990-х гг.-настоящее время) Княж еская модель управления (к. IX-XV вв.) • « Поучение Владимира Мономаха» наиболее полно отражает аспекты первой теоретической модели управления Особенности: 1. Принципы управления основы вались на христ ианск их добродетелях. Характерны попы тк и осмы сления власт ны х от ношений, слож ившихся на Руси, в соответствии с православны м мировоззрением 2. Управление не отделено от личных качеств правителя. Именно личные качества определяют успешность или неудачные действия в системе управления 3. Требование широкого участи князя в управлении. Принцип личной ответственности князя за дела его подчинённых 4. Технология принятия государственных решений – совещание князя с мудрыми советниками В XIV- XV вв. к няж еская модель управления претерпевает изменения – формируются представления о необходимости князю делить власть с боярами и управлять не только посредством совета, но и осуществлять передачу части управленческих полномочий Царская (самодерж авная) модель управления (XVI-XVII вв.) • Фёдор Карпов «Послание митрополиту Даниилу» – разделяет религиозные и светские принципы управления • Сочинение Ивана Пересветова - идеальный правитель сосредотачивает власть в своих руках, там же, где за государя правят советники, власть рушится; чиновники должны осуществлять свою деятельность строго по установлениям, данным правителем, и подвергаться жесточайшему контролю с его стороны (местные чиновники обладают большей свободой в управлении) Особенности: 1. Жёсткая централизация в вопросах государственного управления, если речь идёт о вершении суда и сборе налогов 2. Эффективное взаимодействие царской власти с «воинниками» – слоем служилых людей, составлявших главную военную силу государства и кадровый резерв аппарата управления 3. Система суровых карательных мер за нарушение служебного и воинского долга 4. Обоснование права правителя распоряжаться всем населением по своей воле (Иван Грозный - «Бог наделяет полномочиями правителя») Абсолют истская модель управления (к. XVII- н.ХХ вв.) • к.XVII-ХVIII вв. - рациональное представление о целях и задачах управленческой практики вытесняет религиозное; произошёл разрыв с национальной традицией управления • И. Посошков «Книга о скудости и богатстве» – государственный аппарат должен находиться под контролем законодательной власти, что не умалит власти императора; знание законов населением повысит эффективность работы чиновничьего аппарата • В 3-й четв. ХVIII в. распространились идеи Просвещения, в том числе применительно к формам и методам государственного управления («Наказ» Екатерины II) • к.XVIII- н. XIX вв. – формирование идеологических концепций управления (либеральная и консервативная) Либеральная: торжество законов над волей одного человека при принятии управленческих решений; жёсткая регламентация управленческой деятельности и стремление к простой и ясной структуре управленческого аппарата; учёт воли населения в принятии базовых решений; личная ответственность за характер принимаемых решений и их последствия; стремление заимствовать западноевропейский управленческий опыт (Н.И. Панин, М.М. Сперанский и др.) Консервативная: признание достижений европейской мысли, но при этом настороженное отношение к заимствованию европейских форм управления; управление с опорой на национальные традиции; признание торжества законов и правил над волей отдельных людей, но при этом более важны нравственные качества представителей административного аппарата (Н.М. Карамзин, С.С. Уваров и др.) Ст ановление науки государст венного управления в России во вт. пол XIX в. • • • • Возникает научное направление, т.н. «государственная школа» (С.М. Соловьёв, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, А.Д. Градовский, В.О. Ключевский, П.Н. Милюков и др.). Выдвигала в качестве основной проблемы русской истории соотношение общества и государства в разные исторические периоды Русская государственная школа показала невозможность заимствования западных социальных и правовых институтов путём их простого «пересаживания» в русское общество без существенной трансформации с его историческими и культурными особенностями к. XIX-н. ХХ вв. – тенденции к ограничению абсолютизма; разработка основ конституционного строя, разделения властей и др. • • • • • • Новейшая история управленческой мы сли в России (н. ХХ в.-1980-е гг.) Работы А.А. Богданова предвосхитили некоторые идеи теории систем («Всеобщая организационная наука (тектология», 1913-1917 гг.) время Советское Государственное управление было крайне политизировано. В основу системы управления была положена идея централизованного руководства народохозяйственным комплексом страны. Централизм в управлении. В период соц. строительства создано ряд НИИ и лабораторий, занимавшихся изучением научной организации труда и управления, в т.ч. разрабатывались пути удешевления ГУ на основе реорганизации техники администрирования (исследования были свёрнуты в сер. 1930-х гг.) Организационно-технические и социальные вопросы управления были разработаны в трудах А.К. Гастева, О.А. Ерманского, Е.Ф. Розмировича В 1960-1980-х гг. (В.С. Немчинов, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович) – стремление создать систему информации, отчётности, показателей и экономических стимулов, которая позволяла бы локальному органу управления оценить выгодность тех или иных решений с точки зрения хозяйства в целом К. 1980-х – дискуссии о пути перехода к рынку и роли государства в данном процессе • • • • Развит ие теории государст венного управления в т рудах учёны х современной России 1990-х гг. - разработка вопросов перехода к рыночному регулированию, приватизации государственной собственности, проблемы кризиса доверия граждан к государственному управлению и др. Сер. 1990-х гг. – вузы начинают набор студентов по специальности «Государственное и муниципальное управление» Начало XXI века – поиск единой стратегии модернизации государственного аппарата, новых форм и методов государственного управления, осмысление места и роли местного самоуправления в системе публичного управления; с началом реализации административной реформы (2004 г.) – разработка широкого круга вопросов совершенствования государственного управления, в т.ч. внедрения новых технологий и вопросов эффективного взаимодействия власти и общества Понятийный аппарат, сущность, свойства, структуру и иные теоретические вопросы государственного управления исследовали Г.В. Атаманчук, Д.Н. Бахрах, И.Л. Бачило, К.С. Бельский, Н.И. Глазунова, Ю.К. Краснов, Г.Л. Купряшин, Е.В. Охотский, Р.Г. Пихоя, В.Е. Чиркин, Ф.И. Шамхалов и др.
«Развитие теории государственного управления в России» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 251 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot