Стратегическое управление – это подход к управлению хозяйствующим субъектом, основанный на использовании человеческого потенциала, ориентирующий производство на запросы потребителей, осуществляющий гибкое регулирование и своевременные изменения хозяйствующего субъекта, адекватно воздействующий на окружающую среду и позволяющий получать конкурентные преимущества, способствующие достижению целей организации и ее выживанию в рамках долгосрочной перспективы.
Сущность стратегического управления и его характерные черты
Стратегическое управление выступает в качестве совокупности следующих взаимосвязанных процессов:
- во-первых, анализа внутренней и внешней среды;
- во-вторых, выработки миссии организации и цели ее деятельности;
- в-третьих, проведение анализа и выборе стратегии развития хозяйствующего субъекта;
- в-четвертых, реализации стратегии развития хозяйствующего субъекта;
- в-пятых, оценки и контроля реализации стратегии.
Стратегическое управление включает в себя выработку стратегии развития организации, совершенствование деловых способностей организации, осуществление управления развитием и внедрением стратегий.
Стратегическое управление представляет собой совокупность мер и решений, которые предпринимаются руководством хозяйствующего субъекта для выработки уникальных стратегий, призванных обеспечить достижение организацией целей ее развития в будущем.
Специфика стратегического управления определяется специфическими чертами стратегии, к числу которых можно отнести следующие:
- во-первых, выработка стратегии не предусматривает осуществление каких-либо немедленных действий, как правило, они устанавливают общие направления развития компании;
- во-вторых, на основе определенной стратегии развития хозяйствующего субъекта формируются стратегические проекты, призванные воплотить эту стратегию;
- в-третьих, стратегия становится ненужной, как только ее реализация обеспечивает достижение желательных событий в ходе реального хода развития деятельности организации;
- в-четвертых, выработка стратегии не предусматривает возможности предвидения всех ее последствий, стратегия отличается определенной обобщенностью, неточностью и неполнотой относительно возможных альтернатив развития организации.
Стратегическое управление характеризуется следующими отличительными чертами:
- во-первых, в контексте миссии организации стратегическое управление ориентировано на обеспечение выживания хозяйствующего субъекта в рамках долгосрочной перспективы за счет сбалансированного положения по отношению к внешней среде;
- во-вторых, концентрация действий преимущественно на проблемах внешней среды, на поиске резервов конкурентной борьбы, на адаптации к динамичным условиям окружения;
- в-третьих, ориентированность на долгосрочную перспективу;
- в-четвертых, рассмотрение в качестве основных факторов построения управленческой системы персонала, рынка и системы информационного обеспечения;
- в-пятых, рассмотрение персонала как основного для организации источника благополучия;
- в-шестых, использование в качестве критерия эффективности стратегического управления своевременности и точности реакции хозяйствующего субъекта на запросы со стороны рынка и изменения под влиянием динамики окружении.
Особенности стратегического управления
Одной из основных характеристик стратегического управлением является возрастающее значение интеллектоемкости применяемых технологий, в том числе как в производственном, так и в управленческом процессе. Последние годы характеризуются ростом удельного веса в структуре мирового товарооборота купли-продажи лицензий, дающих право на применение различных ноу-хау и патентов. Этот инструмент становится одним из важнейших в условиях конкурентной борьбы, призванной обеспечить сохранение и рост потребительского спроса.
Хозяйствующие субъекты формируют службы, деятельность которых направлена на решение задач обеспечения проектирования и производства продукции и услуг, способных опередить или, как минимум, не уступить по таким характеристикам как потребительский спрос и технический уровень продукции и услугам конкурентов. В этих условиях особую значимость приобретает генерирование идей, которые способствуют обеспечению конкурентных преимуществ, имеющих системный характер.
Такой подход к управлению именуется стратегическим. Он обладает рядом особенностей, к числу которых можно отнести следующие:
- во-первых, наличие стратегии развития организации как основы успешного функционирования и целенаправленного осуществления деятельности. Стратегия развития организации выступает определяющим фактором функционирования всей системы управления хозяйствующим субъектом;
- во-вторых, степень достижения стратегических целей развития хозяйствующего субъекта является прямым показателем эффективности функционирования этого субъекта;
- в-третьих, стратегия развития хозяйствующего субъекта не обладает свойством незыблемости, должна адаптироваться к наступающим существенным изменениям внешней среды хозяйствующего субъекта или под воздействием специфики реализации стратегических планов;
- в-четвертых, уникальность стратегии развития организации обеспечивает завоевание и удержание лидерства на рынке. Использование стандартных технологий, стандартных факторов успеха, копируя уже создаваемую продукцию или сохраняя уровень оказываемых услуг на достигнутом уровне хозяйствующий субъект может лишь повторить кратковременный успех лидера рынка. Однако завоевание и удержание лидерства требует применения уникальной стратегии, отличающейся тем, чего нет у конкурентов. Это позволит наладить производство более конкурентоспособной продукции или более предпочтительных для потребителя услуг.
Для стратегического управления характерно включение всех основных управленческих технологий профессионального мастерства менеджмента. Управленческие технологии стратегического управления способны обеспечить достижение устойчивого конкурентного преимущества, завоевать и удержать лидирующее положение на рынках сбыта.