Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Роль стратегического планирования в управлении организацией

Понятие стратегического планирования в организации

Определение 1

Роль стратегического планирования в управлении организацией – это место, которое отводится стратегическому планированию в системе управления компанией.

Именно стратегическое планирование формирует основу для принятия всех управленческих решений. В традиционном понимании стратегия представляет собой один из управленческих процессов. Стратегия проходит два этапа: разработку и внедрение.

Когда принципы стратегического управления находились на начальных этапах, было распространено понимание стратегии как набора правил, которыми организация руководствуется для принятия решений в ходе осуществления деятельности. Это определение было предложено И. Ансоффом, который выделял четыре группы таких правил:

  • правила, которые используются для оценки полученных организацией результатов. При этом качественной стороной критериев выступают ориентиры, а количественной – задания,
  • правила, которые определяют формат отношений с внешней средой (бизнес-стратегия),
  • правила, который служат для определения процедур и отношений внутри компании (организационные концепции),
  • правила, которые задают ведение повседневной деятельности компании (основные функциональные приемы).

В 1980-е подход к понятию стратегии изменился, акценты сменились:

  • была признана одинаковая значимость обоих стадий стратегии (разработки и внедрения), поскольку стадия внедрения может существенно повлиять на результаты, особенно при возникновении малопредсказуемых факторов,
  • стратегия в равной мере связана с внешними и внутренними факторами деятельности компании,
  • в первую очередь стратегический статус имеют человеческие ресурсы, решающим образом влияющие на реализацию стратегии.

В современном понимании стратегическое управление базируется на человеческом потенциале как основе организации, ориентируется на запросы потребителей во всех аспектах деятельности, осуществляет своевременные изменения и гибкое регулирование организации в соответствии с требованиями внешней среды. Благодаря этому организация может не просто выживать, а достигать в долгосрочной перспективе своих целей.

«Роль стратегического планирования в управлении организацией» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Отправной точкой для стратегического планирования выступает видение идеала. Стратегическое планирование должно сосредоточиться на имеющихся условиях и действиях, нужных для движения к этому идеалу. Реализация функции планирования требует принятия решения о том, каковы цели организации и что должны предпринимать члены этой организации для достижения целей. По своей сути, стратегическое планирование позволяет найти ответы на три вопроса:

  • в каком положении организация находится в текущий момент? Руководитель должен оценить сильные и слабые стороны компании, чтобы понять, чего она реально может добиться,
  • куда мы планируем двигаться? Оценив угрозы и возможности с точки зрения окружающей среды (потребители, конкуренция, законы, политические и экономические условия, социальные и культурные изменения, новые технологии), менеджеры должны сформулировать цели и выявить факторы, которые могут мешать и способствовать их достижению,
  • как мы собираемся это делать? В общих чертах должно быть определено, что должны делать члены организации для достижения целей. После этого план действий конкретизируется и детализируется.
Определение 2

Стратегическое планирование — это набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.

Место стратегического планирования в системе управления компанией

Стратегия задает рамки будущего развития предприятия, в частности:

  • какие виды деятельности будут осуществляться,
  • на каком рыночном сегменте будет вестись работа,
  • как будут выглядеть бизнес-процессы.

Однако основу управления бизнеса составляет не просто разработка стратегии, а ее приспособление к специфике деятельности конкретной организации, а также дальнейшая поэтапная реализация.

Определение 3

Стратегия – это комплексный план управления компанией, направленный на укрепление положения на рынке и обеспечение координации действий подразделений для успешного конкурирования, привлечения клиентов и достижения глобальных целей.

Стратегия может быть:

  • общекорпоративной, представляющей собой инструмент распределения ресурсов между различными подразделениями. Общекорпоративная стратегия – это не сумма стратегий подразделений, а именно общая стратегия корпорации,
  • функциональной,
  • операционной.

За составление общекорпоративной стратегии отвечает высшее руководство – даже если имеется специализированный отдел стратегического развития. Стратегия в ходе разработки обязательно должна оцениваться на реализуемость. Стратегия признается реализуемой, если имеются необходимые ресурсы (в частности, капитал). Если компания считает стратегию реализуемой, она ставит цели компании в общем и отдельно для каждого подразделения. Схематичное представление цикла стратегического управления представлено на рисунке.

Схематичное представление цикла стратегического управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Схематичное представление цикла стратегического управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Процесс разработки стратегии базируется на исследовании всех возможных направлений развития и состоит в том, чтобы выбрать общее направление, рынки сбыта, обслуживаемые клиентские сегменты, модели бизнеса и методы конкуренции. Иными словами, стратегия включает выбор как путей развития, так и методов осуществления бизнеса, направленных на достижение целей организации.

Стратегия находится в неразрывной связи с бизнес-моделью, или экономическим компонентом стратегического развития. Модель бизнеса, основанная на показателях прибыли и издержек, получаемых как следствие реализации стратегии, демонстрирует, как экономический компонент обеспечивает компании жизнеспособность. Стратегия задает вектор развития во всех сферах деятельности, закладывает основу координации взаимодействия подразделений.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 28.01.2020
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot