Справочник от Автор24
Все самое важное в приложении

Управление процессом стратегического планирования

Понятие процесса стратегического планирования

Определение 1

Процесс стратегического планирования – это реализация одной из функций стратегического управления, представляющей собой выбор целей и способов их достижения.

Стратегическое планирование играет роль фундамента для всех управленческих решений. На выработку стратегического плана ориентированы такие функции менеджмента, как:

  • организация,
  • мотивация,
  • контроль.

Если отказаться от использования преимуществ стратегического планирования, организации и отдельные люди лишатся четких способов оценки целей и направлений развития корпорации. Стратегическое планирование формирует основу управления компонентами организации.

Система стратегического планирования обеспечивает менеджерам и собственникам (акционерам) возможность определить направление и темп развития компании, обозначить основные рыночные тенденции, выявить желательные организационные и структурные преобразования, способствующие повышению конкурентоспособности компании, реализации ее преимуществ, а также инструменты, необходимые для достижения успеха.

Попробуй бесплатный инструмент для оформления работы по ГОСТу «ДокСтандарт»
Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через 30 секунд 👍
Попробовать

Вопросы стратегического планирования актуальны не только для транснациональных корпораций, но и для небольших компаний, вплоть до представителей среднего и малого бизнеса. Ошибочно считать, что развитие малого предприятия можно пустить на самотек. Хотя возможности анализа в небольших компаниях часто более ограниченны, чем в крупных (например, не хватает ресурсов для проведения масштабных исследований рынка, опросов целевой аудитории и т.д.), это не должно служить поводом для полного отказа от осуществления стратегического планирования.

В процессе осуществления стратегического планирования высшее руководство реализует следующие функции:

  • углубленно изучает среду, цели и этапы разработки стратегии. Эта функция включает в себя и окончательную конкретизацию целей, и доведение стратегических идей и сущности установленных целей до руководителей более низкого уровня и рядовых сотрудников,
  • принимает решения по эффективному приложению ресурсов, имеющихся в организации,
  • определяет организационную структуру компании,
  • проводит необходимые трансформации. Производимые в рамках выполнения стратегии изменения называются стратегическими изменениями. Они могут осуществляться в виде радикального преобразования, умеренного преобразования, обычных изменений и несущественных изменений. Масштаб определяется индивидуально в каждом конкретном случае,
  • при возникновении непредвиденных обстоятельств пересматривает план осуществления стратегии.
Полезно для написания работы по теме «Управление процессом стратегического планирования» 👇
Готовые работы
Курсовые, дипломные, другие работы, написанные учащимися.
Подробнее
Консультация эксперта
80% учащихся, обратившихся за помощью, улучшили успеваемость.
Подробнее
Помощь в написании работы
Трудности с написанием? Мы поможем! Подберем список литературы, разберем ошибки.
Подробнее

Этапы управления процессом стратегического планирования

В рамках процесса стратегического планирования можно выделить несколько этапов, и управление должно осуществлять по ним:

  1. Определение миссии и цели функционирования организации.
  2. Анализ среды (внешней и внутренней). При этом собирается информация, анализируются сильные и слабые стороны компании, возможности ее развития и потенциальные угрозы.
  3. Выбор стратегии.
  4. Реализация принятой стратегии.
  5. Оценка и контроль исполнения стратегии.

Первый этап посвящен определению миссии и цели.

Определение 2

Миссией называется концептуальное намерение осуществлять движение в установленном направлении, выражающее смысл существования и философию организации.

Чаще всего в миссии детализируют статус компании, базовые принципы его функционирования, обозначаются намерения менеджмента. Миссии бывают крайне амбициозными, они ориентированы на будущее, указывают на приоритетные для организации ценности. Миссия никак не связана с текущим состоянием компании, она не зависит от имеющихся финансовых проблем. Не принято формулировать миссию как получение прибыли (хотя для коммерческих организаций часто именно это служит причиной создания).

Определение 3

Целью называют конкретизацию миссии в доступной для управления форме.

Характеристиками целей, используемых в стратегическом планировании, являются:

  • временная ограниченность, ориентация на конкретный период,
  • измеримость и четкость,
  • согласованность с миссией и ресурсами, внутренняя непротиворечивость,
  • контролируемость и адресность.

С миссии и целей начинается построение стратегии и политики компании.

На следующей стадии проводится стратегический анализ. Он служит инструментом стратегического управления, позволяющим руководству оценить свою деятельность. В стратегическом анализе широко применяются двумерные матрицы, позволяющие сравнивать процессы, продукты, производства, подразделения по набору критериев. В стратегическом анализе можно выделить три компонента:

  • внешняя среда – влияние права, политики, экономики, технологии, социальных факторов и т.д., действующих на макроуровне,
  • непосредственное окружение – контрагенты (покупатели и поставщики), конкуренты, рабочая сила,
  • внутренняя среда – потенциал компании, ее кадры и другие ресурсы.

На основе анализа осуществляется построение стратегии.

Определение 4

Под стратегией понимают долгосрочное качественно заданное направление развития организации, которое касается сферы деятельности, средств и форм ее осуществления, взаимоотношений внутри организации и по отношению к окружающей среде, которое приводит организацию к достижению целей.

На выбор стратегии влияют:

  • конкурентная позиция компании,
  • перспективы развития рынка, на котором работает компания,
  • имеющиеся в распоряжении фирмы технологии.

Реализация стратегии – это критический этап, успешность которого приводит предприятие к целям. При реализации стратегий применяются программы, процедуры и бюджеты, выступающие как краткосрочные и среднесрочные планы реализации стратегии.

В ходе реализации стратегии должна быть обеспечена обратная связь, позволяющая осуществить контроль. При этом предыдущие этапы могут подвергаться корректировкам по результатам проведенных контрольных мероприятий.

Не нашел нужную статью?
Воспользуйся новым поиском!
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Дата написания статьи: 17.08.2019
Трудности с учебой
Трудности с написанием работы?

Эксперты на Автор24 помогут сделать любую учебную работу!

Попробуй бесплатный инструмент для оформления работы по ГОСТу «ДокСтандарт»

Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через 30 секунд

Попробовать
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot