Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Управление международной организацией

8-800-775-03-30 support@author24.ru

Сегодня международный бизнес является всепроникающим и всеобъемлющим феноменом. Рассмотрим специфику управления международной организацией.

Сущность и особенности международного менеджмента

Определение 1

Международный менеджмент - это особый вид менеджмента, основными целями которого являются формирование, развитие и использование конкурентных преимуществ предприятия за счет возможностей ведения бизнеса в разных странах и соответствующего использования экономических, демографических, социальных, культурных и прочих особенностей таких стран и межстранового взаимодействия.

Принципиальная структура международного менеджмента должна иметь некоторые сходства со структурой национального (странового менеджмента), то есть в себя включать проблемы, охватывающие все основные сферы управления бизнесом:

  • исследование, оценка и анализ внешней и внутренней среды организации;
  • коммуникационные процессы и процессы принятия решений (в том числе методы и модели);
  • основные функции управления (планирование и реализация стратегии; построение организации; мотивация, координация и контроль);
  • аспекты групповой динамики и руководства;
  • вопросы эффективности деятельности фирмы (управление производством, персоналом, маркетингом, управление производительностью).
Замечание 1

Подобное структурное сходство не должно ни в коем случае заслонять того фактора, что внутри каждой из структурно похожих частей категории имеют место существенные различия с национальной моделью.

Специфические черты международных организаций

Анализ международного бизнеса в части проблем эффективного управления дает возможность выделить его специфические особенности:

  1. Извлечение прибыли как целевой детерминанты осуществления международного бизнеса. От аналогичных характеристик странового бизнеса его отличает стремление применять для экономически эффективного ведения деловых операций плюсы выхода за пределы лишь национальных границ.
  2. Стремясь реализовать преимущества, предприниматели стараются использовать дополнительные экономические возможности, которые вытекают из:

    • особенностей в распределении ресурсов на зарубежных рынках (имеются в виду ресурсы различных видов);
    • существующей емкости зарубежного рынка;
    • правовых особенностей зарубежного рынка;
    • специфики межгосударственных экономических и политических взаимоотношений, которые регулируются определенными формами межгосударственного взаимодействия.
  3. Международный бизнес значительно варьируется в зависимости от основных параметров его развития и, прежде всего, от глубины вовлечения (уровень интернационализации). Мультинациональный бизнес включает как раз этапы роста этого уровня: от разовых экспортных поставок на зарубежные рынки до развитой структуры мультинациональной корпорации, для которой НИОКР, производство и дистрибуция становятся сферами, охватывающими весь земной шар и десятки стран и сотни различных рынков.

  4. Чем интенсивнее интернационализируется любой страновый бизнес, тем в большей мере для него доступен глобальный бизнес-сервис, т. е. абсолютно не зависящий от национальной принадлежности и ориентированный лишь на экономическую эффективность пакет многообразных услуг: от научных до финансовых, от транспортных до услуг по подбору интернациональных коллективов, позволяющих максимально реализовать возможности международного бизнеса.
  5. При наличии ряда непременных условий, ставящих международный бизнес перед каждой фирмой, которая стремится в него серьезно войти, ключевое из них — учет в бизнесе культурных факторов, то есть совокупности ограничений и требований, накладываемых культурой этой страны на тех, кто ведет в ней бизнес. Подобная проблема является настолько острой, насколько различаются культуры страны базирования этой фирмы и той или иной страны пребывания ее. Извлечение или же потеря дополнительной прибыли за счет культурного фактора определяется, естественно, организацией, различными ситуационными факторами и т. п.
  6. Сегодня глобальный характер международного бизнеса - это одна из важнейших его определяющих черт: по существу он охватывает мировую систему делового обмена информацией, мировой финансовый рынок, глобальную структуру технических нововведений и т. д. По мере движения от уровня к уровню интернационализации все больше растет значимость того, как данное качество проявляется в этом бизнесе или, точнее, как эффективность данного бизнеса определяется применение глобализации. Сама глобализация переплетает органически внутри себя все выше перечисленные характерные признаки.
  7. Наконец, международный бизнес в качестве системы самообновляющихся и взаимодействующих профессиональных знаний использует знания принципиально более высшего уровня, чем уже имеющаяся в любом страновом бизнесе — еще одна и, возможно, самая важная современная характеристика данной категории.
  8. Мультиповерхность соприкосновения с рынком и «экстрагирование» самых лучших национальных образцов позволяет международному бизнесу впитывать постоянно все лучшее в мировой практике. Международный бизнес своего рода «опыляющая пчела», которая вызывает особый интерес сегодня.
  9. Информация является главным стратегическим ресурсом, а, соответственно, адаптивность — главным стратегическим оружием.
  10. Одним из принципиальных отличий международного бизнеса становится возможность обратной оценки страновой ситуации: отрицательные тенденции в экономике страны (или ее отдельной отрасли) могут быть абсолютно иначе расценены международными фирмами, так как именно данные тенденции и могут фирме открывать дополнительные возможности для ведения бизнеса.
  11. Международный бизнес, в отличие от внутристрановой конкуренции, может ощутить поддержку своего государства при борьбе с конкурентами в различных неявных формах.

Готовые работы на аналогичную тему

Формы корпоративной интеграции международных организаций

На практике в современном международном бизнесе выработаны различные, в том числе очень гибкие формы международной кооперации, среди которых можно выделить следующие:

  • лицензионный договор, предполагающий использование товарного знака, авторского права или патента;
  • сопроизводство, которое предполагает изготовление комплексных изделий или его отдельных компонентов одним из зарубежных партнеров;
  • контракт-менеджмент, в результате которого осуществляется передача ноу-хау в области менеджмента одним из партнеров другому;
  • франчайзинг, подразумевающий выдачу лицензии на какую – либо деятельность с предоставлением дополнительной управленческой, технологической и маркетинговой поддержки;
  • стратегический альянс, который представляет собой формальный или неформальный союз, организовываемый с целями объединения ресурсов для решения задачи реорганизации, роста рыночной эффективности, достижения «эффекта масштаба» или с прочими целями;
  • совместное предприятие является одной из распространенных форм стратегического альянса, которая сопряжена с созданием новой компании юридически и экономически самостоятельными предприятиями;
  • многонациональная компания, которая является наиболее «жесткой» формой международного сотрудничества, основанной на базе механизма акционерного участия или иных способах корпоративного контроля.

Стратегия управления международной организацией

В основе международной деятельности фирмы, как и любой другой - определенная совокупность стратегических решений, принимаемых в этой области менеджерами, имеющими соответствующие полномочия. Эффективное управление фирмой подразумевает, что такая совокупность сформирована рационально, то есть:

  1. охватывает все основные моменты, связанные с внешними взаимодействиями фирмы, независимо от принятой в ней организационной структуры управления;
  2. обеспечивает возможность последовательной реализации стратегической цели фирмы на уровне текущих планов деятельности и оперативных решении;
  3. внутренне и внешне непротиворечива;
  4. ориентирована на оценку тенденции развития ситуации.

Выполнение первых трех условий дает возможность оценивать такую совокупность как целостную систему, являющуюся важнейшим элементом организационного управления. Иными словами невыполнение любого из них под сомнение ставит наличие у фирмы рационального стратегического планирования вообще. Вместе с этим, только выполнение последнего, четвертого условия, эту систему делает действительно эффективной, соответствующей современным потребностям управления.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Эксперт по предмету «Менеджмент»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис