Сущность и виды органов управления земельным фондом
Органы управления земельным фондом - это, в широком смысле, вся совокупность органов государственного управления, в узком смысле, это те органы власти исполнительного характера, которые представлены органами общей и специальной компетенции, ориентированными на управление земельными отношениями.
Органы общей компетенции управления земельным фондом включают в свой состав:
- Правительство России;
- соответствующие органы государственного управления регионального уровня;
- органы муниципального управления, в том числе администрации городов, районов поселков и сел.
Указанные органы в границах их компетенции реализует функции, направленные на осуществление управления земельным фондом на территории конкретных административно-территориальных единиц независимо от формы собственности на землю.
Органы компетенции специального характера находятся в подчинении исполнительно-распорядительных органов общей компетенции и включают в свой состав:
- во-первых, функциональные органы специальной компетенции, к числу которых относят Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, Министерство природных ресурсов, Федеральную санитарно-эпидемиологическую службу, Министерство имущественных отношений и так далее;
- во-вторых, отраслевые органы специальной компетенции, к числу которых относят разные министерства, ведомства, которые осуществляют управление в отношении земель конкретного целевого назначения. К примеру, таким органом является Министерство сельского хозяйства, которое управляет сельскохозяйственным земельным фондом.
Состав задач, решаемых органами управления земельным фондом
Федеральные органы управления земельным фондом осуществляют решение следующих задач:
- во-первых, устанавливают основы политики государства в сфере регулирования земельных отношений;
- во-вторых, устанавливают ограничения оборотоспособности земель;
- в-третьих, осуществляют государственное управление в сфере мониторинга земель, государственного контроля земельных отношений, ведения земельного кадастра;
- в-четвертых, устанавливают порядок выкупа или изъятия земель для нужд государства или муниципалитета;
- в-пятых, осуществляют изъятие или выкупа земель для нужд государства;
- в-шестых, осуществляют разработку и реализацию программ федерального уровня, направленных на осуществление использования и охраны земель;
- в-седьмых, осуществляют иные полномочия, которые в соответствии с российским законодательством отнесены к компетенции федеральных органов управления земельным фондом.
Региональные органы управления земельным фондом выполняют следующие задачи:
- разрабатывают и принимают нормативно-правовые акты, регулирующие земельные отношения в пределах требований федерального законодательства;
- устанавливают границы и правовой режим в отношении особо охраняемых территорий в границах регионов страны;
- отменяют противоречащие федеральному земельному законодательству административные акты органов муниципального управления;
- устанавливают и изменяют административные границы районов на территории регионов страны;
- устанавливают и изменяют городские и поселковые черты, генеральные планы различных поселений;
- определяют порядок изменения целевого назначения земельных участков, а также порядок их перевода из одной категории в другую;
- определяют размер и порядок взимания платы за земельные участки, устанавливают региональные нормативные цены в отношении земель различного назначения;
- утверждают региональные программы и схемы рационального использования и охраны земельных участков;
- устанавливают льготы в отношении земельного налога;
- осуществляют изъятие или выкуп земель для нужд государства;
- организуют проведение работ в отношении земельных участков.
Органы муниципального управления земельным фондом призваны решать следующие задачи:
- предоставлять земельные участки гражданам и хозяйствующим субъектом в пользовании или собственность;
- изымать или выкупать и предоставлять земельные участки для нужд муниципалитета;
- планировать использование земельных участков и контролировать целевой характер их использования на территории муниципального образования;
- организовывать проведение работ в отношении земельных участков согласно законодательству страны и региона;
- устанавливать размер платы за земельные участки и льготы в отношении земельного налога для отдельных категорий налогоплательщиков;
- устанавливать базовые ставки арендной платы за земельные участки;
- устанавливать зональные нормативные цены земельных участков согласно действующему законодательству;
- взимать плату за земельные участки;
- охранять право собственности на земельные участки и право землепользования;
- устанавливать предельные нормы наделения населения земельными участками согласно случаям, предусмотренным законодательством.
Объем полномочий муниципальных органов власти в сфере управления земельным фондам определяется федеральным и региональным законодательством.
Органы специальной компетенции в сфере управления земельным фондом
Главным органом, наделенным специальной компетенцией в сфере управление земельным фондом, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. На эту службу возложены функции, предполагающие оказание населению и хозяйствующим субъектом государственных услуг в сфере оценки стоимости земель, их мониторинга, ведения земельного кадастра и так далее.
Осуществление данных функций выполняется этой службой через территориальные органы, расположенные в субъектах Российской Федерации и в отдельных муниципальных образованиях.