Организация процесса разработки управленческих решений – это целенаправленная процедура выявления управленческой проблемы, исследования текущей ситуации, в том числе исследования объекта управления, имеющихся у субъекта управления ресурсов и внешних и внутренних факторов, способных оказать влияние на разрешение проблемы, для определения целей и задач управленческого воздействия на проблему и выбора наиболее эффективных инструментов и методов для преодоления проблемы субъектом управления посредством организации необходимого воздействия на объект управления.
Понятие и значение управленческих решений
Управленческое решение можно рассматривать как итог управленческой деятельности руководства, которая предполагает разработку и реализацию целенаправленного воздействия на объект управления для его изменения. Иными словами, управленческое решение представляет собой акт целенаправленного воздействия субъекта управления на управленческую ситуацию для ее изменения, то есть разрешения управленческой проблемы.
Эффективность управленческого решения напрямую связана с информационным обеспечением такого решения, то есть с исследованием управленческой ситуации. Результатом исследования текущего состояния субъекта управления является разработка варианта преодоления управленческой проблемы с учетом временных ресурсов, которые могут быть направлены на ее решение.
Таким образом, управленческие решения представляют собой основные итоги управленческой деятельности руководства организации, органа публичного управления, то есть любого руководителя на любом уровне иерархической системы управления. При этом необходимо отметить, что от уровня иерархической системы, на котором разрабатывается управленческое решение, зависит степень ответственности субъекта управления, а также последствия такого решения для текущей деятельности организации или органа публичного управления и пр.
Управленческие решения являются важнейшим элементом функционирования как частных, так и публично-правовых структур, поскольку управленческие решения определяют направление и характер деятельности, методы, инструменты, цели и задачи воздействия на объект управления.
Понятие и значение организации процесса разработки управленческих решений
Прежде всего, необходимо отметить, что эффективность управленческого решения напрямую определяется эффективностью процесса разработки управленческого решения, то есть информационно-методической, финансовой, организационной и иной подготовкой управленческого решения. При этом с усложнением хозяйственной и публично-правовой деятельности усложняется и процесс разработки управленческих решений, такая разработка требует привлечения значительного числа специалистов для подготовки и выбора варианта преодоления управленческой проблемы. Иными словами, процесс разработки управленческого решения нередко носит комплексный характер, требующий привлечения специалистов из различных сфер функционирования организации или органа публичного управления.
Процесс разработки управленческого решения представляет собой систему последовательно сменяющих друг друга, относительно обособленных, но объединенных общей целью выработки управленческого решения стадий:
- выявление управленческой проблемы;
- анализ текущей обстановки;
- выработка вариантов преодоления управленческой проблемы;
- утверждение решения и контроль над реализацией такого решения.
Значение организации процесса разработки принятия управленческого решения определяется тем обстоятельством, что тщательный анализ управленческой проблемы, факторов, способных повлиять на нее, анализ имеющихся у субъектов управления ресурсов и инструментов для преодоления проблемы позволяет выбрать наиболее эффективный вариант и в последующем получить максимально благоприятный эффект при минимальной затрате ресурсов.
Сегодня важнейшим аспектом организационного обеспечения процесса разработки управленческих решений выступает информационное обеспечение такого процесса, нередко используются информационные технологии, которые позволяют аккумулировать значительные объемы сведений относительно объекта управления, а также использовать программные технологии для выбора наиболее эффективных вариантов преодоления проблемы.
Стадии организации процесса разработки управленческих решений
Процесс разработки управленческих решений представляет собой систему взаимосвязанных действий, объединенных общей целью разработки и выбора наиболее эффективного варианта преодоления управленческой проблемы. При этом в организации процесса разработки управленческих решений можно выделить относительно обособленные этапы, имеющие собственные цели и задачи. К числу основных этапов организации процесса разработки управленческих решений относятся:
- выявление управленческой проблемы. Эффективная организация управления предполагает постоянный мониторинг объекта управления и, соответственно, требует выявления проблемных аспектов деятельности на ранних этапах. Кроме того, здесь категорию управленческой проблемы необходимо понимать широко, например, как проблему повышения эффективности хозяйственной деятельности организации и др.;
- исследование текущего состояния объекта управления в свете выявленной управленческой проблемы. Эта стадия предполагает сбор и обработку информации об объекте управления, то есть всех характеристик текущего состояния объекта управления, факторов, влияющих на такую деятельность и имеющихся в распоряжении субъектов управления;
- разработка вариантов преодоления управленческой проблемы непосредственным руководителем, группой руководителей или совместно с привлеченными сторонними специалистами и выбор наиболее эффективного варианта преодоления управленческой проблемы;
- утверждение варианта решения управленческой проблемы, в том числе фиксация в распорядительном документе, и утверждение механизмов контроля исполнение решения.