Субъекты муниципального управления
Муниципальное управление – это одна из функций местного самоуправления, реализуемая органами муниципального управления от лица населения муниципального образования.
В реализации муниципального управления участвуют различные субъекты, к числу которых относятся, в первую очередь, население муниципального образования, во вторую очередь – органы муниципального управления, которым население делегирует свои права на осуществление местного самоуправления.
Система органов муниципального управления включает в себя в обязательном порядке:
- во-первых, орган муниципального управления представительного характера, на который возлагается нормотворческая функция муниципального управления. Данный орган обязан определять порядок осуществления муниципального управления и контролировать процесс этого управления, реализуемый исполнительным органом;
- во-вторых, орган муниципального управления исполнительного характера, или администрация муниципального образования. Данный орган занят непосредственно осуществлением процесса муниципального управления на практике;
- в-третьих, высшее должностное лицо муниципального образования, то есть глава муниципального образования. Данное должностное лицо может функционировать двояким образом: либо возглавлять представительный орган муниципального управления, либо находиться во главе администрации муниципального управления. В первом случае во главе администрация муниципалитета находится наемный сотрудник.
Соотношение указанных субъектов муниципального управления в процессе осуществления этого управление определяет формирование моделей организации муниципального управления в каждом конкретном муниципальном образовании. Многообразие моделей организация муниципального управления может включать преобладание органа муниципального управления представительного характера, либо органа муниципального управления исполнительно-распорядительного характера, либо основываться на их паритете и так далее. Одной из моделей организации муниципального управления является модель, формируемая по принципу существования представительного органа муниципального управления и наемного администратора.
Особенности модели организации муниципального управления «совет – администратор»
Данная модель организации муниципального управления получила широкое распространение в муниципальных образования городского типа в таких странах как Соединенные Штаты Америки, Германия, Норвегия, Ирландия, Израиль, Канада, Финляндия, Швеция, Великобритания, Панама.
Данная модель организации муниципального управления основана на принципе избрания мэра органом муниципального управления представительного характера без наделения его реальной властью. На мэра возлагаются функции представительства муниципального образования во внешних отношениях, председательства в совете, выполнение церемониальных функций.
Исполнительная власть во всей ее полноте при данной модели сосредоточена у управляющего, обладающего соответствующей профессиональной подготовкой и не состоящего в какой-либо партии муниципального образования. Подбор управляющего или администратора осуществляется силами специальной комиссии, формируемой органом муниципального управления представительного характера. Администратор, выполняющий управленческие функции муниципального образования исполнительного характера, заключает контракт с представительным органом на заранее оговоренный срок.
Управляющий выполняет следующие функции:
- руководство муниципальной администрацией;
- назначение и смещение должностных лиц муниципального управления;
- ведение оперативных дел;
- координацию финансов муниципального образования;
- координацию деятельности разных муниципальных служб;
- представление рекомендаций совету.
Деятельность представительного органа муниципального управления, как правило, сводится к небольшой корректировке и контролю деятельности администратора.
Достоинства и недостатки модели организации муниципального управления «совет – администратор»
Данная модель организации муниципального управления обладает следующими достоинствами:
- во-первых, высокий уровень профессионализма администрации муниципального образования, обусловленный тем, что управляющий является профессиональным менеджером, осуществляет подбор сотрудников не по политическим качествам, а профессиональным и деловым;
- во-вторых, сознательное отделение управленческих функций от политических при любых обстоятельствах;
- в-третьих, наличие возможности использования института мэра как инструмента арбитража политического характера в случае возникновения разногласий между представительным органом муниципального управления и наемной администрацией.
Данная модель организации муниципального управления обладает определенными недостатками, к числу которых относятся:
- во-первых, технократическая природа данной модели, обуславливающая ее малую пригодность для муниципальных образований, имеющих острые этнические, социально-экономические проблемы;
- во-вторых, отсутствие практической легитимности управляющего и особенно его ключевых сотрудников, в качестве которых выступают технократы, неподотчетные населению. По этим причинам позиция администрации муниципального образования существенно ослаблена по отношению к представительному органу муниципального управления и церемониальному мэру.
Высокую эффективность данная модель организации муниципального управления демонстрирует в муниципальных образованиях, у которых отсутствуют сложные социально-политические проблемы, имеется высокий уровень доходов населения и высокий уровень образованности граждан муниципального образования.