Государственное управление общественным сектором – это специальное направление публичного управления, которое предполагает реализацию управленческого воздействия для регулирования общественных отношений, складывающихся в сегменте экономической системы, где государственные и частные субъекты функционируют для производства материальных благ и удовлетворения общественных потребностей.
Сущность и значение общественного сектора
Прежде всего, необходимо отметить, что теорией и практикой отечественного государственного управления не определено исчерпывающе содержание категории общественного сектора.
Категория общественного сектора трактуется широко как сегмент экономической сферы, субъекты которого функционируют для удовлетворения общественных интересов. В общественном секторе рыночные механизмы функционируют неэффективно или не функционируют вообще.
Таким образом, в содержание понятия общественного сектора включается широкий спектр субъектов – государственных и негосударственных, коммерческих и некоммерческих – которые функционируют для удовлетворения общественных интересов.
Такое широкое понимание общественного сектора обостряет проблему государственного регулирования этого сектора.
Современные зарубежные подходы к содержанию категории общественного сектора и пониманию экономических систем в целом позволяют определить экономический сектор как систему сегментов экономики, создающих нематериальные блага.
Таким образом, в широком смысле общественный сектор является сферой экономической системы, характеризующейся следующими специфическими чертами:
- общественный сектор призван удовлетворить потребности социума в общественных благах, которые предлагаются населению не на рыночных условиях;
- рыночные закономерности не действует или действует неэффективно в общественном секторе. Иными словами, в общественном секторе преобладают нерыночные инструменты координации экономической деятельности;
- общественный сектор, который функционирует для создания общественных благ, служит социальным интересам, то есть выполняет не только экономические функции, но и специфические социальные, институциональные и иные функции.
Итак, в состав функций общественного сектора можно включить следующие:
- воспроизводственная функция, которая предполагает обеспечение среды для воспроизводства общественного капитала;
- производственная функция предполагает создание и распределение материальных благ;
- бюджетная функция предполагает накопление ресурсов для организации производства нематериальных благ;
- институциональная функция предполагает учреждение социально-экономических институтов для эффективного удовлетворения общественных потребностей;
- стабилизирующая функция предполагает обеспечение эффективного стабильного удовлетворения общественных благ и тем самым поддержание стабильной социально-экономической среды; объединяющая функция. Эта функция обеспечивает взаимодействие и единство экономической и публичной сфер хозяйствования;
- социальная функция. Эта функция предполагает распределение нематериальных благ и удовлетворение нематериальных потребностей всех групп населения, то есть реализацию задач социальной политики;
- воспитательная функция – это формирование и развитие культуры;
- финансовая функция предполагает создание финансовых механизмов для воспроизводства общественных благ и др.
Функциями общественного сектора в экономической системе определяется значимость государственного регулирования общественного сектора. Поскольку рыночные механизмы в общественном секторе не действуют, государству необходимо выработать эффективные мероприятия и инструменты для обеспечения благоприятной среды для функционирования общественного сектора экономической системы.
Содержание государственного управления общественным сектором
Государственное управление общественным сектором направлено на решение вопросов, которые определяют экономический рост и социальное благополучие. Экономика общественного сектора предполагает преобразование потребностей населения в цели государственного управления, то есть опосредует процесс изыскания государством инструментов обеспечения удовлетворения нематериальных потребностей населения.
Если в рыночном секторе экономики задачи государства сводятся к тому, чтобы обеспечить посредством правового регулирования:
- благоприятную среду для эффективного функционирования коммерческих организаций;
- защиту конкуренции;
- занятость населения и пр.,
то в общественном секторе задачи государства существенно отличаются, поскольку здесь речь идет об общественных благах, производство и распределение которых осуществляется без использования инструментов купли-продажи.
Усилия государства направлены в общественном секторе либо на непосредственное производство и распределение нематериальных благ, либо на поддержку некоммерческих и коммерческих субъектов, которые производят и распределяют нематериальные блага.
Так, государство за счет бюджетных ресурсов обеспечивает функционирование общественного сектора в следующих основных сферах:
- образовательная сфера;
- сфера здравоохранения;
- сфера спорта и физической культуры;
- сферы культуры и искусства;
- сферы социального обеспечения и др.
При этом сегодня для наиболее эффективного функционирования общественного сектора важно привлекать инструменты государственно-частного партнерства, трехстороннего партнерства, которые предполагают взаимодействие публично-правовых образований, представителей частного бизнеса и некоммерческих организаций для удовлетворения потребностей населения в нематериальных благах.
Инструменты государственно-частного и трехстороннего партнерства позволяют осуществлять экономию бюджетных ресурсов, при этом наиболее полно удовлетворять потребности населения в нематериальных благах за счет повышения качества нематериальных благ, производимых с участием ресурсов некоммерческого и коммерческого секторов экономической системы страны.