Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Сравнительный анализ практического опыта управления общественным сектором в России и зарубежном государстве

Определение 1

Управление общественным сектором – это специальное направление экономической политики государства и целенаправленная деятельность должностных лиц и органов публичного управления в целях преодоления провалов рынка, возникающих ввиду наличия естественных монополий, производства продукта коллективного потребления, внешних эффектов и пр.

Значение управления общественным сектором

В период активного развития рыночных отношений предполагалось, что рынок в условиях свободной конкуренции в состоянии самостоятельно регулировать вопросы производства, распределения и потребления материального блага, однако практический опыт функционирования конкурентного рынка продемонстрировал ситуации, в которых свободное действующие рыночные механизмы не обеспечивали оптимального использования ресурсов, то есть возникали так называемые провалы рынка, которые обусловили необходимость управления общественным сектором.

Необходимость управления общественным сектором объективно возникает ввиду следующих имманентно присущих свободному рынку свойств:

  • необходимым принципом эффективного функционирования рынка выступает совершенная конкуренция, то есть наличие множественности субъектов, функционирующих на рынке. При этом объективно наличествуют ситуации, в которых и одна организация способна покрыть минимальные издержки и конкуренция не нужна, например, не требуется более одного водопровода в конкретной местности. Здесь образуется естественная монополия, то есть провал рынка;
  • наличествуют ситуации, в которых субъект, не являясь стороной сделки, претерпевает негативные последствия такой сделки. Так, например, деятельность промышленных организаций оказывает негативное влияние на экологию и, соответственно, на население. Рынка указанные негативные последствия не касаются, поэтому он их не регулирует, в связи с чем образуется провал рынка, именуемый внешним эффектом;
  • эффективное функционирование рынка требует полной информированности участников рынка относительно свойств продукта, условий его производства и его полезных свойств, однако, чем сложнее объект, тем более индивидуализированы его свойства, тем более длительны полезные эффекты, соответственно, представляется крайне сложным охарактеризовать его исчерпывающе. Участники рынка могут опасаться проявлять активность в отношении такого продукта;
  • на рынке объективно наличествует продукт, который именуется общественным благом или товаром коллективного пользования, который характеризуется уникальными экономическими свойствами – отсутствием соперничества потребления и неисключаемостью.
«Сравнительный анализ практического опыта управления общественным сектором в России и зарубежном государстве» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Во всех названных ситуациях для стабилизации положения на рынке необходимо государственное вмешательство, степень и характер такого вмешательства в разных государствах решается по-разному.

Сравнительная характеристика управления общественным сектором в России и в зарубежных государствах

В 50-70-х гг. прошлого века в США и Западной Европе в качестве обоснования управления общественным сектором использовалась концепция государства всеобщего благосостояния, в соответствии с которой роль государства в регулировании экономики заключается в корректировке ошибок рынка посредством производства продукта общественного потребления, регулирования внешних эффектов, компенсации ошибок участников рынка и др.

Иными словами, государство должно было определять правила функционирования субъектов рынка и обеспечивать удовлетворение потребностей населения в продукции коллективного потребления. Это привело к тому, что государство стало брать на себя все больше функций в области медицинского обеспечения, образования, социального обеспечения и пр., что имело и обратную сторону: государство было вынуждено увеличивать объем налоговых поступлений для обеспечения собственных полномочий в общественном секторе. Это привело к существенным проблемам – противоречию социальной справедливости и экономической эффективности.

Практика управления общественным сектором в зарубежных странах продемонстрировала, что, хотя государство и может взять на себя часть обязательств по нивелированию провалов рынка, однако оно не может покрыть весь совокупный спрос на общественные блага.

Сегодня практика государственного управления общественным сектором предполагает выполнение общественным сектором обязательств перед обществом и государством в обмен на предоставление льготных условий функционирования и поддержки. Иными словами, государственное регулирование общественного сектора осуществляется не посредством прямого воздействия, а посредством выстраивания партнерских отношений с представителями бизнеса и некоммерческих организаций.

Такая модель сегодня воспринята и выстраивается в рамках государственного управления общественным сектором в России. Государственная поддержка субъектов общественного сектора должна реализовываться сегодня на следующих уровнях:

  • законодательном, предусматривающим определенные льготные режимы налогообложения, сокращение административных барьеров для субъектов некоммерческого сектора;
  • организационном, предполагающим организационную поддержку общественного сектора, в том числе за счет упрощения административных процедур учреждения и функционирования;
  • экономическом, предполагающим материально-финансовую поддержку, которая предполагает, например, предоставление на льготных условиях государственного имущества для осуществления общественных функций и задач.

Указанная система поддержки реализуется в зарубежных странах в разной степени интенсивности, например, разнообразной и систематической поддержкой общественного сектора характеризуется внутренняя политика США. Однако, например, в Швеции фактически поддержка со стороны государства общественного сектора отсутствует.

Важно подчеркнуть, что эффективный механизм регулирования общественного сектора должен вырабатываться исходя из конкретных условий рынка и внешней среды, социальных запросов населения и уровня финансового обеспечения таких запросов.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 14.07.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot