Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Цикличность бюджетного процесса

Определение 1

Цикличность бюджетного процесса – это система непрерывных действий уполномоченных субъектов публичного управления, объединенных в отдельные стадии на основе общих целей и задач, включая деятельность по разработке проекта бюджета до его исполнения и контроля такого исполнения.

Понятие и значение цикличности бюджетного процесса

В соответствии с положениями действующего бюджетного законодательства бюджетный процесс представляет собой урегулированную российским законодательством деятельность органов публичного управления, иных участников бюджетного процесса по:

  • подготовке и рассмотрению проекта бюджета;
  • утверждению бюджета;
  • исполнению бюджета;
  • контролю над исполнением бюджета;
  • реализации бюджетного учета;
  • составлению, проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Исходя из этого в качестве ключевых характеристик бюджетного процесса можно выделить следующие аспекты:

  • бюджетный процесс – это основа финансового функционирования системы публичного управления. Поскольку современное государство учреждается и функционируют в интересах личности за счет общественных ресурсов, накопление, распределение и расходование бюджетных ресурсов осуществляется в соответствии с процедурой установленной законом;
  • бюджетный процесс представляет собой целенаправленную деятельность, в которой условно можно выделить отдельные этапы как подсистемы действий уполномоченных субъектов, объединенных общими целями и задачами;
  • бюджетный процесс представляет собой деятельность, реализуемую уполномоченными законом субъектами. Правовое положение участников бюджетного процесса определяется в специальном бюджетном законодательстве;
  • бюджетный процесс – это система действий, последовательно сменяющих друг друга стадий, прохождение которых урегулировано бюджетным законодательством.

Последний признак отражает цикличность бюджетного процесса, то есть его последовательность и непрерывность: бюджетный процесс возобновляется ежегодно и представляет собой постоянное повторение одних и тех же стадий – от составления проекта бюджета до контроля его исполнения.

«Цикличность бюджетного процесса» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Таким образом, цикличность бюджетного процесса определяется его сущностью. Бюджетный процесс – это инструмент финансового обеспечения функций и задач государства в интересах личности. Государство функционирует постоянно, что требует постоянного привлечения, распределения и расходования бюджетных ресурсов. Кроме того, как отмечалось выше, бюджетный процесс – это строго регламентированная деятельность, прежде всего ввиду своей социальной значимости, что предполагает упорядоченность действий уполномоченных субъектов по разработке, утверждению, реализации и контролю аккумулирования, распределения и расходования бюджетных ресурсов.

Состав бюджетного цикла

Признаки цикличности бюджетного процесса предполагают:

  • непрерывность бюджетного процесса;
  • упорядоченность действий субъектов бюджетных правоотношений;
  • наличие стадий в единой целенаправленной бюджетной деятельности.

Состав бюджетного цикла определяется последовательной сменой следующих этапов бюджетного процесса:

  1. Составление проекта бюджета. Названный этап предполагает определение приоритетных направлений внутреннего и внешнего развития государства посредством закрепления в послании главы государства Федеральному Собранию РФ. Послание главы государства направляется также в Министерство финансов РФ. В свою очередь, Министерство финансов РФ с иными органами финансового управления осуществляет деятельность по разработке проекта бюджета на плановый период.
  2. Министерство финансов РФ направляет федеральному правительству необходимые для осуществления бюджетной деятельности документы, а федеральное правительство представляет такие документы по запросу Федеральному Собранию РФ. После принятия федеральным правительством проекта федерального закона о бюджете, он становится предметом согласования в Государственной Думе.
  3. Рассмотрение и утверждение проекта бюджета. Указанный этап предполагает, что Государственная Дума рассматривает проект бюджета на очередной финансовый год в трех чтениях. В том случае, когда Государственная Дума утверждает закон о федеральным бюджете на соответствующий год, он передается Совету Федерации для одобрения или отклонения. Когда Советом Федерации проект одобрен, он отправляется на подпись главе государства и после его опубликования в предусмотренный срок становится действующим федеральным законом о бюджете.
  4. Реализация бюджета. Названный этап предполагает реализацию доходных и расходных бюджетных обязательств. Этот этап начинается после утверждения Федеральным Собранием РФ и главой государства бюджета на очередной год.
  5. Подготовка отчета относительно реализации бюджета и утверждение такого отчета. Указанный этап предполагает подготовку отчета относительно реализации федерального бюджета, который направляется федеральному правительству. Федеральное правительство готовит федеральный закон для представления в Государственную Думу и Счетную палату РФ. По итогам рассмотрения отчетной документации относительно реализации бюджета и заключения Счетной палаты, которое является его частью, Государственная Дума принимает решение относительно утверждения или отклонения такого отчета.

Важно отметить, что отдельные стадии, как и бюджетный процесс в целом, подлежат жесткой регламентации. В отношении соблюдения требований бюджетного законодательства на всех стадиях процесса осуществляются контрольные мероприятия. Целью контрольных мероприятий выступает необходимость гарантирования населению, что общественные ресурсы будут надлежащим образом аккумулированы, распределены и израсходованы в интересах населения.

Цикличность бюджетного процесса, в свою очередь, гарантирует целенаправленность и упорядоченность деятельности по разработке, утверждению, реализации и контролю исполнения бюджета, а также непрерывность обеспечения финансовыми ресурсами реализации функций и задач публично-правовыми образованиями.

Дата последнего обновления статьи: 05.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot