Понятие и значение цикличности бюджетного процесса
В соответствии с положениями действующего бюджетного законодательства бюджетный процесс представляет собой урегулированную российским законодательством деятельность органов публичного управления, иных участников бюджетного процесса по:
- подготовке и рассмотрению проекта бюджета;
- утверждению бюджета;
- исполнению бюджета;
- контролю над исполнением бюджета;
- реализации бюджетного учета;
- составлению, проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Исходя из этого в качестве ключевых характеристик бюджетного процесса можно выделить следующие аспекты:
- бюджетный процесс – это основа финансового функционирования системы публичного управления. Поскольку современное государство учреждается и функционируют в интересах личности за счет общественных ресурсов, накопление, распределение и расходование бюджетных ресурсов осуществляется в соответствии с процедурой установленной законом;
- бюджетный процесс представляет собой целенаправленную деятельность, в которой условно можно выделить отдельные этапы как подсистемы действий уполномоченных субъектов, объединенных общими целями и задачами;
- бюджетный процесс представляет собой деятельность, реализуемую уполномоченными законом субъектами. Правовое положение участников бюджетного процесса определяется в специальном бюджетном законодательстве;
- бюджетный процесс – это система действий, последовательно сменяющих друг друга стадий, прохождение которых урегулировано бюджетным законодательством.
Последний признак отражает цикличность бюджетного процесса, то есть его последовательность и непрерывность: бюджетный процесс возобновляется ежегодно и представляет собой постоянное повторение одних и тех же стадий – от составления проекта бюджета до контроля его исполнения.
Таким образом, цикличность бюджетного процесса определяется его сущностью. Бюджетный процесс – это инструмент финансового обеспечения функций и задач государства в интересах личности. Государство функционирует постоянно, что требует постоянного привлечения, распределения и расходования бюджетных ресурсов. Кроме того, как отмечалось выше, бюджетный процесс – это строго регламентированная деятельность, прежде всего ввиду своей социальной значимости, что предполагает упорядоченность действий уполномоченных субъектов по разработке, утверждению, реализации и контролю аккумулирования, распределения и расходования бюджетных ресурсов.
Состав бюджетного цикла
Признаки цикличности бюджетного процесса предполагают:
- непрерывность бюджетного процесса;
- упорядоченность действий субъектов бюджетных правоотношений;
- наличие стадий в единой целенаправленной бюджетной деятельности.
Состав бюджетного цикла определяется последовательной сменой следующих этапов бюджетного процесса:
- Составление проекта бюджета. Названный этап предполагает определение приоритетных направлений внутреннего и внешнего развития государства посредством закрепления в послании главы государства Федеральному Собранию РФ. Послание главы государства направляется также в Министерство финансов РФ. В свою очередь, Министерство финансов РФ с иными органами финансового управления осуществляет деятельность по разработке проекта бюджета на плановый период.
- Министерство финансов РФ направляет федеральному правительству необходимые для осуществления бюджетной деятельности документы, а федеральное правительство представляет такие документы по запросу Федеральному Собранию РФ. После принятия федеральным правительством проекта федерального закона о бюджете, он становится предметом согласования в Государственной Думе.
- Рассмотрение и утверждение проекта бюджета. Указанный этап предполагает, что Государственная Дума рассматривает проект бюджета на очередной финансовый год в трех чтениях. В том случае, когда Государственная Дума утверждает закон о федеральным бюджете на соответствующий год, он передается Совету Федерации для одобрения или отклонения. Когда Советом Федерации проект одобрен, он отправляется на подпись главе государства и после его опубликования в предусмотренный срок становится действующим федеральным законом о бюджете.
- Реализация бюджета. Названный этап предполагает реализацию доходных и расходных бюджетных обязательств. Этот этап начинается после утверждения Федеральным Собранием РФ и главой государства бюджета на очередной год.
- Подготовка отчета относительно реализации бюджета и утверждение такого отчета. Указанный этап предполагает подготовку отчета относительно реализации федерального бюджета, который направляется федеральному правительству. Федеральное правительство готовит федеральный закон для представления в Государственную Думу и Счетную палату РФ. По итогам рассмотрения отчетной документации относительно реализации бюджета и заключения Счетной палаты, которое является его частью, Государственная Дума принимает решение относительно утверждения или отклонения такого отчета.
Важно отметить, что отдельные стадии, как и бюджетный процесс в целом, подлежат жесткой регламентации. В отношении соблюдения требований бюджетного законодательства на всех стадиях процесса осуществляются контрольные мероприятия. Целью контрольных мероприятий выступает необходимость гарантирования населению, что общественные ресурсы будут надлежащим образом аккумулированы, распределены и израсходованы в интересах населения.
Цикличность бюджетного процесса, в свою очередь, гарантирует целенаправленность и упорядоченность деятельности по разработке, утверждению, реализации и контролю исполнения бюджета, а также непрерывность обеспечения финансовыми ресурсами реализации функций и задач публично-правовыми образованиями.