Ф. Ницше – это наиболее известный и противоречивый философ XIX столетия, которого одновременно рассматривают и как предтечу экзистенциальной и постмодернистской философии, и как человека, чьи труды были положены в базу нацистской пропаганды третьего Рейха.
Основные понятия и специфика философии Ницше
Ницше безусловно один из наиболее ярких, неоднозначных и нетипичных философов девятнадцатого века. Отличия Ницше от иных мыслителей начинаются на уровне формы организации и выражении собственных идей, и заканчиваются самим взглядом на бытие и роль философа в нем. У него невозможно найти привычные философские трактаты, в которые размеренно и последовательно развертывались бы представления автора о бытие, мире, познании, истине, боге и т.д., в противовес этому Ницше отдает предпочтение афоризмам, стихотворениям и произведениям литературным, которые наилучшим образом, по его мнению дают возможность решать две главных задачи философа:
- толкование,
- оценивание.
Идеал философа Ницше – это античный мыслитель досократик, который не тщится описать весь мир с помощью какой-либо системы и подчинить его своей логике, а лишь отмечает отдельные его аспекты и выносит оценочные суждения о тех или иных его проявлениях. В соответствии с собственным представлениями Ницше предпочитал формулировать свои идеи в виде коротких афоризмов, что с одной стороны делало их яркими и запоминающимися (например, «Ты идешь к женщинам? Не забудь плетку»), а с другой способствовало их превратному пониманию и вульгарному толкованию самой философии автора, особенно в узких рамках массового мышления и мещанства.
Основными понятиями философии Ницше выступают:
- нигилизм,
- воля к власти,
- сверхчеловек.
Содержание понятий нигилизм, воля к власти и сверхчеловек
Нигилизм представляет собой форму размышлений Ницше. В отличии от негативного нигилизма, присущего философии Шопенгауэра, или широко распространённого в Российской Империи в конце девятнадцатого века, который, отметая все существующие авторитеты и идеалы, бросает свои силы на отчаянный поиск новых идолов и целей, нигилизм Ницше носит глубинный метафизический характер. Он не только отказывается от существующих идей, но и от самого представления о необходимости идей и идеалов как таковых. Согласно Ницше любая попытка описания реальности, бытия, придания ему какой-либо формы, упорядоченности, включая науку, есть не более чем иллюзия, который тешит себя человек, пытаясь повысить чувство собственной значимости.
В действительности мир хаотичен и непорядочен, он не регулируется какими-либо законами и человек в этом мире обладает абсолютной свободой. Отсутствие идеалов — это не смерть воли и духа в понимании Ницше, а напротив их истинный расцвет, самое сильное стремление к жизни, реальному существованию, неограниченному ничем. Истинная свобода дает наибольшее число возможностей для проявления воли к власти.
Воля к власти является центральным понятием и ключом ко всей философии Ницше. Воля не рассматривается им в качестве атрибута или проявления человека, наоборот человек, животные и вообще весь мир, есть атрибут и инвариант реализации воли к власти. Воля к власти есть универсальная субстанция к которой сводятся все процессы, желания и действия, происходящие в реальности. Биологические потребности, любовное влечение, стремление к знанию, богатствам или справедливости, мораль и этика, воспитание – все это разные пути реализации воли к власти отдельных людей и даже целых обществ.
Рассматривая волю к власти как основу всего, Ницше отвергает представление о счастье, как о смысле человеческого бытия, равно как и представление о поиске удовлетворения и избегании неудовлетворение. Реализация воли к власти сопряжена с преодолением препятствий, а потому неизбежно связана с переживанием неудовлетворения, как так препятствия мешают человеку ее реализовывать. В тоже время после их успешного преодоления человек испытывает глубокое удовлетворение от реализации своей воли к власти. В противоположность этому ослабление воли к власти влечет за собой неудовлетворённость личности от неспособности проявить ее, и удовлетворенность от переживания спокойствия, безмятежности, так как реализация воли к власти – это всегда активность и борьба.
Понимая существующую мораль, общественные нормы, законы, как условность, продукт реализации чей-то воли к власти, Ницше резко критикует их, так как они не более чем ширма для прикрытия эгоистических действий и потребностей тех, кто этой властью обладает. Истинный человек постигший самые глубины метафизического нигилизма, обретший полную свободу от иллюзий и осознавший свою потребность в реализации воли к власти, как единственной движущей силы, становится в философии Ницше человеком нового типа – сверхчеловеком, сильным, гордым, развитым, независимым, который не подчиняется, а сам устанавливает правила жизни. Сверхчеловек противостоит массе рабов – людей с ослабленной волей к власти, которые стремятся навязать свою рабскую мораль, посредством христианства как можно большему числу людей, вознося на пьедестал качества прямо противоположные тем, что требуются сверхчеловеку – милосердие, законопослушность, терпеливость, мягкость и т.д.
Отражение идей Ницше в философии, культуре и политике
Высокая метафоричность и многослойность идей Ницше создают не только большую сложность в понимании его философии, но также и опасность их вульгаризации, искажения, что многократно происходило в действительности.
Так, идеи Ницше были крайне популярны в Российской Империи, однако их понимание не выходило за уровень негативного нигилизма, и представления о идее сверхчеловека, как призыве творить произвол в окружающем мире. Данное понимание нашло свое отражение в классической литературе – произведении Тургенева «Отцы и дети», «Преступлении и наказании» Достоевского. «Тварь я дрожащая или право имею?» - фраза главного героя метко обозначает уровень обыденного восприятия философии Ницше.
Вместе с тем значительный интерес и более глубокое прочтение идей можно отметить в философских системах таких отечественных мыслителей как Соловьев, Лопатин, Бердяев, Луначарский, Трубецкой и другие.
Многие идеи Ницше легли в основу постулатов экзистенциальной и постмодернистской философии. Так, например, разделение общества испанским философом Ортега-и-Гассет на элиту и массы, с последующим представлением о том, как массовая культура и общества подавляют и уничтожают элиту, во многом повторяют размышления Ницше о морали господ и морали рабов, его критику мещанского и массового сознания, неприятия общества в котором большинство покорно подчиняется главенствующей идеи или власти.
Наибольшим искажением философии Ницше стала нацистская идеология и пропаганда, которая использовав отдельные элементы его учения – «белоголовых бестий», «сверхчеловека» и т.д., создала общество прямо противоположное всем тем ценностям которые Ницше отстаивает в своих произведениях – общество тоталитарное, в котором личность низведена до положения винтика в системе и полностью подчинена центральной идеологии, а для свободы просто нет места.