Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Субъекты реальной истории. Отличие исторического субъекта от субъекта социального

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Субъекты реальной истории. Отличие исторического субъекта от субъекта социального
Субъекты реальной истории. Отличие исторического субъекта от субъекта социального
Определение 1

Исторический субъект – это реально существующая действующая сила, которая с одной стороны осуществляет сам исторический процесс в ходе ежедневного быта, а с другой совершает целенаправленные действия, призванные направить ход течения истории.

Понятие исторического субъекта и его виды

Представления об историческом субъекте, как о некоем активном начале, которое «делает историю» являются предметом для философских дискуссий до наших дней. Одной из наиболее показательных является полемика философов Нового времени Дж. Льюиса и Л. Альтюсера занимавших противоположные позиции по данному вопросу.

Льюис отстаивал предположение о том, что действующей силой истории является сам человек, он ее производит, делает, с помощью своих поступков и выборов. В особенности это безусловно касается выдающихся личностей – таких как политические лидеры, полководцы, ученые, творцы и т.д., которым приходилось принимать судьбоносные решения, определяющие ход не только их личной судьбы, но целых государств.

Готовые работы на аналогичную тему

Л. Альтюсер в свою очередь возражал, ссылаясь на то, что историю невозможно делать также, как гончар делает горшок, поскольку гончар использует для этого материал имеющийся в природе (глину), которую сам он и производит. В отношении истории таковой материал отсутствует, а если бы он и существовал, то получалось что человек сначала производит историю как материал, из которого он после делает историю своими решениями и трудом, что достаточно абсурдно. Согласно Альтюсеру история как таковая обладает собственной логикой и закономерностями развития, ее невозможно делать, она возникает сама по себе в ходе ежедневной деятельности человечества, и в этом случае в качестве ее субъектов стоит рассматривать человеческие массы, нации, народы.

В настоящее время вопрос о сущности исторического субъекта все еще остается спорным, однако, безусловно следует признать, что история создается в повседневной деятельности людей, которые помимо собственного осознанного желания, действуют в рамках социальных образований – наций, народов, обществ, которые преследуют собственные, часто отличные от интересов отдельных людей цели, что в конечном итоге приводит к формированию особенных, независимых от деятельности и решений отдельных лиц закономерностей, согласно которым развивается весь исторический процесс в целом.

В качестве субъектов истории в настоящее время принято выделять:

  • нации и народы,
  • массы и толпы,
  • классы,
  • выдающихся личностей.

Групповые исторические субъекты

Наиболее крупными историческими субъектами выступают нации и народы. Длительное время два этих понятия рассматривались в качестве тождественных друг другу, поскольку в европейской реальности области их применимости практически полностью перекрывали друг друга – так французский народ представлял собой абсолютное и подавляющее большинство французской нации, аналогично дело обстояло и с Англией, Испанией, Голландией и иными государствами. Однако уже в двадцатом веке ситуация кардинально изменилась, в особенности после падения колониальной системы, когда значительные массы бывших жителей колоний – этнических арабов, индийцев, негров, смогли осесть на территориях своих бывших метрополий. В этом случае они безусловно стали неотъемлемой частью французской, английской, бельгийской и иных наций, однако не частью народа.

Таким образом народ предстает как категория этническая, а нация как государственная. Обе эти категории оказывают огромное влияние на сам исторический процесс, поскольку соперничество и открытая борьба между ними составляет значительную его часть. Более того каждая нация и народ порождает свои, достаточно специфические способы хозяйствования, администрирования, культурной жизни, что также накладывает значительное влияние на их взаимодействие и является объектом социальной и микроистории.

Массы и толпы представляют собой неупорядоченную силу исторического процесса. По аналогии с нациями и государствами, достаточно долго эти понятия были эквивалентны, однако в настоящее время имеют свою специфику. Под толпой понимается стихийно сложившаяся или же специально организованная группа людей, которая имеет тенденцию к постоянному росту своей численности, а также характеризуется проявлением групповых феноменов, таких как эмоциональное заражение, размытие личностных границ и самоконтроля ее членов, снижение осознанности в пользу группового сознания, потребность в действии и переживании. Толпа представляет собой деструктивную силу, в ее рамках стихийно или же направленно извне рождается эмоциональный образ, который толкает толпу на различные действия, как правило агрессивного характера – погромы, вандализм, столкновения с силами правопорядка и т.д.

Понятие массы стало обособляться от толпы уже в двадцатом веке, по мере перехода к массовому потреблению и созданию общества потребления. Распространите массовой культуры, а также современных телекоммуникационных средств, позволяющих людям, находящимся далеко друг от друга мгновенно обмениваться и даже совместно переживать события, значительно укрепляют ее специфику и позиции. Масса представляет собой сообщество людей лично не знакомых друг с другом, но разделяющих общие ценности, потребности и стереотипы, и стремящихся к усреднению всех индивидов, попавших в поле зрения массы. Масса оказывает огромное влияние на современные общественные, а как следствие экономические, духовные и политические процессы, формируя общественное мнение, ценности, потребности и нормы.

Социальные классы и личности

Социальные классы в качестве исторических субъектов были выделены в марксистской философии. В качестве основных признаков класса можно указать:

  • отношение к средствам производства,
  • роль в организации труда,
  • способ получения доли богатства.

Предполагается существование двух классов эксплуатирующего, т.е. того что владеет монополией на средства производства и заимствует чужой труд, и эксплуатируемого, того что отдает свой труд в обмен на определенную компенсацию. Классами капиталистического общества являлись буржуазия и пролетариат, однако в настоящее время данные классы оказываются достаточно размытыми и взаимопереходящими в следствии развития массовости общества. Однако сама по себе классовая полемика, связанная с противостоянием элит, и масс никуда не исчезла, а в определенной степени вышла на новый уровень.

Выдающаяся личность также является историческим субъектом, так как несмотря на деятельность народов и масс, ее роль, как во многом направляющего и преодолевающего фактора невозможно отрицать. Выдающаяся личность представляет собой достаточно сложный феномен, поскольку ее появление всегда предопределено самими историческими условиями и задачами которые встают перед конкретным сообществом, как правило это критические и поворотные моменты, роль личности заключается же в том, сможет общество их преодолеть и развиться дальше или же оно потерпит неудачу.

Исторический и социальный субъект

Исторический и социальный субъекты во многом совпадают, так как история представляет собой саму жизнь общества, канву его конкретного существования. Между тем характер их активности в значительной степени отличается друг от друга. Исторический субъект всегда активен, история творится не только в периоды перемен, но и в периоды застоя, в то время как социальный субъект философы постмодернизма обвиняют в гибели и полной пассивности, так как его активность связана с выраженной и активной гражданской жизнью, четкой и осознанной позицией, выражение которой в обществе массовых технологий и массового субъекта представляет собой значительную сложность.