Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Целостность истории. Субстанциональный и функциональный аспекты

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Целостность истории. Субстанциональный и функциональный аспекты
Целостность истории. Субстанциональный и функциональный аспекты
Определение 1

Исторический процесс – это последовательная смена исторических событий, охватывающая деятельность многих поколений людей, носящая неповторимый характер.

Проблема целостности истории

Исторический процесс известный хотя в некоторой степени современном у человечеству охватывает тысячелетия человеческой истории, от цивилизаций охотников верхнего палеолита, оставивших свой след в виде поражающих воображение росписей в пещерах и на скалах, до собственно, самой современности. Привлечение к исследованию исторического процесса достижений и методов смежных наук, таких как генетика, геология, химия, психология, лингвистика и многих других, позволяют историкам и философам заглядывать за пределы имеющихся у них источников, увеличивать эффективность археологической работы, лучше понимать специфику и культуру тех или иных общностей, их взаимосвязи с другими обществами через следы оставшиеся в геноме, языке, ментальности и т.д.

Готовые работы на аналогичную тему

Вместе с тем, по мере развития науки и накопления новых фактов, равно как и в других научных областях, в истории происходит опровержение устоявшихся теорий и концепций, касающихся как отдельных исторических фактов (например, о не смешивании кроманьонцев и неандертальцев), так и целых историко-философских подходов к осмыслению исторического процесса.

Данные явления, равно как и само неизмеримое многообразие реальной истории, ее форм, действующих субъектов и событий, формирует представление о случайности, дробности исторического процесса, его осуществления как суммы взаимодействий изолированных и самостоятельных субъектов, как например в цивилизационной теории А. Тойнби, который полагал, что каждая локальная цивилизация уникальна, а путь ее возникновения, развития и упадка неповторим и радикально отличается от жизненного пути иных цивилизаций, не говоря уж о примитивных обществах.

Вместе с тем, принятие подобной точки зрения нивелирует значение истории как научной дисциплины. Ведь задача науки заключается не только в описании и объяснении изучаемых явлений, но также их прогнозировании, а это требует знания закономерностей их функционирования и развития. Признание же хаотического, случайного характера исторического процесса неизбежно ведет к беспомощности истории в вопросе предвосхищения будущих событий, к невозможности формирования образа, будущего человечества средствами исторической науки.

Однако если сама история как таковая в большей степени сконцентрирована на событиях прошлого, то философия истории, как ее методологическое основание, предполагает работу не только с прошлым, но и будущем, в отношении создания перспективных моделей развития общества, его целей и ценностных ориентаций. Ведение подобной работы невозможно без формирования представления об истории, как целостном процессе, обладающим единством несмотря на фактическое многообразие.

Восприятие истории как целого выражается через следующие черты:

  • периодизацию этапов исторического развития обществ,
  • представление о развитии производительных сил и появление новых средств производства (например, информации),
  • учет роли среды в складывании исторических событий.

Субстанциональный аспект целостности истории

Субстанция представляет собой одно из древнейших и наиболее сложных философских понятий. Вопросы субстанции поднимались еще первыми философами древней Греции. В классическом понимании субстанция представляет собой самозарождающийся и самодостаточный феномен. С точки зрения строгого соблюдения данных критериев единственной действительно существующей субстанцией можно признать лишь саму объективную реальность, в отношении которой доподлинно не известно, возникла ли она в какой-либо момент времени или же существовала всегда, а также можно с определенностью сказать, что она не нуждается в какой-либо «внешней среде» для своего дальнейшего существования.

Вместе с тем признаками субстанциональности обладают многие явления и феномены реальности. Эти признаки выражаются в том, что хотя ни одной явление не может возникнуть само собой, без каких-либо предшествующих ему событий и условий его возникновения, существуют целые группы явлений, которые возникли без преднамеренной причины их формирования, их возникновение не несет какой-либо функциональной напряжённости. Так, например, формирование легких из легочных мешков или четырехкамерного сердца вместо трехкамерного были направлены на достижение лучшего приспособительного эффекта живого организма, в то время как возникновение конкретных видов животных и растений – ромашек, бобров, ласточек, наконец, человека, не имеет какого-либо специального, предварительного смысла (в отличии от видов животных, искусственно выведенных человеком в соответствии с его потребностями).

То же касается и принципа самодостаточности. Ни одно явление не может существовать без контакта с окружающей средой – человеку требуется осуществлять энергетический и психологический обмен, для поддержания своей жизнеспособности. Однако человечество, как общество, обладает известной степенью независимости от внешних условий. Оно учитывает эти условия при осуществлении своих процессов, а не детерминируется ими.

Таким же образом сам исторический процесс обладает признаками субстанциональности. Он порождается сам по себе, безотносительно конкретных целей и побуждений субъектов его осуществляющих, аналогично в своем существовании он исходит из параметров окружающей среды, но не детерминируется ими.

Функциональный аспект целостности истории

Если субстанциональный подход исходит из понимания исторического процесса, как субстанционального, а потому единого вне зависимости от конкретной конъектуры его осуществления, то функциональный сосредоточен на тех процессах, задачах, назначении отдельных элементов, которые составляют сущность исторического процесса.

В действительности несмотря на многообразие внешних признаков и отличий западной цивилизации от восточной, или цивилизаций американских индейцев, сами субъекты истории – общества, нации, классы, великие личности, преследовали в своем поведении схожие цели и решали схожие проблемы, связанные с установлением и совершенствование производственных отношений, созданием и ростом социальной структуры общества, развитием его культурных проявлений, таких как религия, философия, науки и искусство, которые решает в разных обществах одни и те же задачи и проходят аналогичные этапы развития.