Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Вопрос о роли сознания в человеческой деятельности

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Вопрос о роли сознания в человеческой деятельности
Вопрос о роли сознания в человеческой деятельности

Понятие сознания

Определение 1

Сознание – это одно из центральных философских понятий, относящееся также к психологии и социологии и подразумевающее высший уровень психической деятельности человека как социального существа.

Своеобразие сознания заключается в том, что отражением реальности в форме чувств и умственных образов предвосхищены практические действия человека, что придает им целенаправленный характер.

Определение 2

Деятельность – это процесс активного взаимодействия субъекта, то есть любого живого существа, и объекта, то есть окружающей действительности, во время которого субъект оказывает целенаправленное воздействие на объект, при этом удовлетворяя отдельные свои потребности и цели.

Главным фактором, характеризующим жизнь людей в обществе, заключается в том, что люди производят в процессе трудовой деятельности предметы, которые необходимы, чтобы удовлетворить их потребности. При этом процесс производства требует, чтобы его результат был сформирован сначала в голове человека как сознательное представление. Чтобы изготовить вещь, построить какое-то здание, необходимо не только принять во внимание внешние условия, с которыми нужно согласовывать свои поступки, но и нужно видеть перед собой результат своих трудовых действий. Иными словами, необходимо, чтобы деятельность людей не только соответствовала внешним материальным объектам, с которыми протекает взаимодействие, но и подчиняться объектам, которые существуют только в мыслях и в идеальной форме – в качестве продукта переработки впечатлений реального мира в голове индивида.

Это касается не только труда, но и любых других действий людей. Возникая на базе труда и в связи с трудом, любая человеческая деятельность приобретает особенность, характерную для труда – начинает подчиняться сознательному представлению их результата. Они приобретают сознательный и целенаправленный характер. В целенаправленности действий человека и обнаруживается специфика сознательного отражения действительности.

Чтобы какое-то действие могло в своем результате воплотить поставленную цель, представление этой цели должно быть субъективным, что позволит сопоставить с ним реальные и непосредственно воспринимаемые предметы. Сознательное отражение реальности и является такой формой. Например, чтобы изготовить какую-то вещь из дерева, человеку необходимо отобрать подходящий материал, мысленно сопоставив его с формой задуманного предмета. Иногда, в зависимости от ряда обстоятельств, человек может вносить в работу коррективы, меняя образ вещи, ранее сформированный в его сознании. Например, могут быть изменены относительные размеры и соотношение частей предмета, упрощена конструкция и пр.

При изготовлении предметов обихода, изначально человек выстраивает образ этого предмета в своей голове, намечая план действий, мысленно подготавливая условия для их выполнения, осуществляет внутреннюю примерку и пр. Даже, чтобы выполнить наиболее элементарные и ранее не заученные сознательные действия, необходимо предварительно прокрутить их в голове. Даже, чтобы совершить перестановку мебели в комнате, необходимо сначала мысленно поменять все местами, нарисовать мысленную схему их нового местоположения.

Сознание, как высшая форма отражения действительности, единственное, что позволяет человеку подчинить действия, которые возникают в его голове представлениям и понятиям, а также позволяет работать мысленно, в уме. Это и определяет ту специфическую роль, которая принадлежит сознанию в человеческой деятельности.

Сознание и психика

В первую очередь, следует сказать, что сознание непосредственно связано с психикой. Психика является целостностью, объединяющей все психические процессы. Она и является высшей формой взаимосвязи живых существ и предметного мира, которая выражается способностью реализации своих побуждений и действовать на основании информации о них. Психика – образование значительно более сложное, чем сознание. Она состоит из сознания и бессознательного. Сознание, в свою очередь, реализуется через память, мышление, знание, эмоции, волю, внимание и самосознание. Бессознательным является инстинкт, представляющий совокупность врожденных актов поведения человека, которые создаются в связи с продолжительной эволюцией и направлены на обеспечение жизненно важных функций, самого существования каждого существа.

Сознание и самосознание

В субъективной человеческой реальности важное место принадлежит такой подструктуре, как самосознание. Это осознание человеком себя как личности, осознание своей способности принимать ряд самостоятельных решений и действий. Самосознание дает человеку целостно оценивать самого себя, свой моральный облик, знания, мысли, интересы, идеалы, поведенческие мотивы, действия и пр. Это важнейшее условие в самосовершенствовании человека. В структуре самосознания могут быть выделены следующие элементы:

  • самочувствие,
  • самопознание,
  • самооценка,
  • самоконтроль.
Замечание 1

Самосознание напрямую связано с рефлексией, как способностью сознания делать предметом осмысления свою собственную деятельность. Поэтому рефлексию можно считать деятельностью самосознания.

Способность человека к осуществлению самоконтроля формируется постепенно. Наряду с мировоззрением, характером, навыками и интересами самосознание проходит несколько стадий формирования в процессе жизнедеятельности. Под влиянием социальной среды у человека формируются способности контролировать собственные действия и отвечать за собственные поступки. Это зависит от социальных ценностей окружающей человека среды, а также от требований, предъявляемых личности. Основными таким требованием может по праву считаться контроль человека за собственными действиями и осознание ответственности за свои поступки.