Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Проблема происхождения сознания человека

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Проблема происхождения сознания человека
Проблема происхождения сознания человека

Понятие сознания

Определение 1

Сознание – это одно из центральных философских понятий, под которым понимают высший уровень психической активности человека как социального существа.

Одна из важных философских тем – это происхождение сознания. Все разнообразие точек зрения, сложившееся в истории философии по рассматриваемой проблеме может быть сведено к трем основным:

  1. Источником человеческого сознания выступает некоторая надмировая духовная сущность. В христианстве – это Бог, который дал человеку бессмертную разумную душу, в объективном идеализме человеческое сознание трактуют в качестве порождения мирового разума. Например, Гегель По данной теме мы уже выполнили реферат Георг Вильгельм Фридрих Гегель подробнее считал, что человеческое сознание сформировалось после саморазвития Абсолютной идеи.
  2. Сознание отождествляется с понятием души или духовного начала, и рассматривается в качестве неотъемлемого элемента мироздания. Например, таков взгляд первобытного анимизма, то есть идеи всеобщей одухотворенности мира. В философии такое воззрение было названо гилозоизмом, который был поддержан философами-материалистам – Демокритом, Д. Дидро и пр.
  3. Сознание в качестве высшей формы отражения действительности. Данная концепция была разработана в советской философии в 60-х-70-х годах ХХ века с точки зрения диалектического материализма. В ней формирование сознания было рассмотрено в качестве результата эволюции материи как таковой, а в качестве итога развития всеобщего свойства материи – отражения.

Готовые работы на аналогичную тему

Определение 2

Отражение – это способность объектов материальной системы в процессе взаимодействия воспроизводить ряд определенных признаков и свойств друг друга. Иными словами, отражение представляет реакцию материального объекта на воздействие извне, которое уже содержит информацию об испытываемом воздействии.

Функция отражения, а также характер проявления отражения находятся в прямой зависимости от уровня организации материального носителя. Отражение для неживой материи представляет взаимодействия на физическом и химическом уровнях, а в живой – биологическое отражение, называемое раздражимостью. Когда сформировалась нервная система, отражение перешло в область психики. Человеческое сознание является социальной формой отражения, так как связано с появлением общества и формируется только внутри социума.

На сегодняшний день наука не дает однозначного ответа на вопрос о возможности возникновения живой материи из неживой, то современная философия, обсуждая проблемы сознания, предпочитает ограничиваться биологическими предпосылками сознания, анализируя психические формы отражения в живой природе.

С обозначенной позиции формирование сознания основано на длительном периоде психологического развития животных, у которых уже обнаруживались зачатки интеллекта.

В эволюции психики животных выделено три основных этапа:

  • сенсорная психика, обнаруживается у насекомых, червей, моллюсков, поведение которых инстинктивное, базирующееся на безусловных рефлексах;
  • перцептивная психика – у птиц, рыб, млекопитающих, в поведении которых кроме инстинктов, важная роль принадлежит условным рефлексам, позволяющим накапливать индивидуальный жизненный опыт, чем повышается их уровень адаптации к внешнему миру;
  • предметное мышление или «оперативный интеллект» - у обезьян, только они из всех животных могут выполнять разного рода операции с предметами, исполняя мыслительные задания, которые были связаны с конкретными действиями, которые не требуют абстрактных понятий.

Отличие психики человека от психики животных

Несмотря на то, что человеческое сознание своими предпосылками и некоторыми функциями связано с психикой высших животных, оно от нее кардинально отличается:

  • человеческое сознание творчески активное: животные только воспроизводят в психических образах предметный мир, а человеческое сознание в идеальной форме создает образы того, что в материально-предметном мире не могло самостоятельно эволюционно возникнуть, так как человек может оперировать абстракциями и обладает логическим мышлением;
  • человеческое сознание конструктивно – психическая активность животных направлена на приспособляемость вида к изменяющимся условиям жизни, а человеческое сознание ориентируется на преобразование мира и его реконструкцию;
  • человеческое сознание целенаправленное и целесообразное, то есть животные реализуют генетически заложенную программу или индивидуально приобретенный опыт, который не передается по наследству. Человек же стремится достичь поставленную цель, идеальный образ которой есть у него в сознании еще до начала деятельности;
  • человеческое сознание обладает самосознанием – животные не могут обратить психику на самих себя. Животные не реализуют свою деятельность и свои поступки, у человека же формируется совокупность взглядов на самого себя, как индивидуальный и социальный субъект, имеющий возможность корректировать свои личностные качества, а также поведение в обществе;
  • человеческое сознание универсально по своей форме и объективно по содержанию. В психике животных отражены только объекты и качества, жизненно необходимые, чтобы сохранить и продолжить вид. Знания, которые получают люди, становятся общественным достоянием.

Иными словами, сознание людей называют высшей формой отражения. Оно включает все типы психического отражения, характерные для мира животных, но при этом имеет ряд качественных отличий.

Человеческое сознание в качестве высшей формы психического отражения формируется в антропогенезе, как результат трудовой деятельности людей, развитие социальных связей и языка. Сознание является социальным явлением, как в историческом аспекте его возникновения, так и в ходе формирования сознания и индивида. В философии различают общественное и индивидуальное сознание, оба они являются общественным продуктом, так как сознание отдельного человека формируется под воздействием общественного в ходе социализации личности.