Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Сознание и мозг. Соотношение физиологического и психического

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Сознание и мозг. Соотношение физиологического и психического
Сознание и мозг. Соотношение физиологического и психического
Определение 1

Сознание – высшая форма психического отражения, внутреннее пространство психической реальности, чьи содержанием становятся как окружающий, так и собственный мир личности.

Понятие сознания в философии и психологии

Сознание представляет собой одну из основополагающих категорий философии и один из наиболее значимых феноменов психик. Благодаря сознанию человек способен воспринимать окружающий мир, сложные связи между его объектами, а также собственные психические процессы. Сознание выступает основанием для формирования самосознания, как высшей психической формы его развития возможной только в рамках социума. Благодаря самосознанию человек не просто воспринимает мир и себя, но становится способен осознать себя как личность, как выделенную из окружающего мира сущность, субъекта обладающего целенаправленной активностью, собственными желаниями и потребностями. Без сознания возникновение человеческого общества и всех его достижений не было бы возможным.

В философии сознание понимается прежде всего субстанционально. Оно рассматривается как самостоятельное и активное начало, олицетворяет в себе всю идеальную реальность, включающую в себя образы, понятия, идеи, знания, откровения и иные формы нематериальных объектов и сущностей. Важнейшим вопросом философии с древнейших времен и до наших дней является соотношение сознания и бытия, идеального и реального. Данный вопрос затрагивает не только метафизическое первенство духа или материи в качестве субстанции окружающего мира, но также предполагает определение места и значения человека в общей системе реальности. Через разрешение этого вопроса великие умы стремятся получить ответы и на иные «вечные» вопросы – о происхождении человека, о смысле человеческой жизни и существования человечества, о сущности и истинной природе человеческого существа.

В психологической науке представления о сознании значительно менялись по мере ее развития. Изначально под сознание понималась вся психика вообще, вне сознания душевная жизнь человека не мыслилась. Однако по мере развития экспериментальной науки подобное понимание сознания перестало отвечать и эмпирическим фактам, и целям и задачам самой науки и психологической практики.

Сознание стало пониматься не как психика вообще, а ее форма, на которую проецируются основные процессы. Наряду с сознанием стали изучаться неосознанные, бессознательные и сверхсознательные формы психики, а в некоторых направлениях психологической науки, например, в бихевиоризме, понятие сознание и вовсе оказалось исключено.

Соотношение психики и мозга

Одним из частных аспектов вопроса соотношения сознания и бытия, является проблема соотношения психики и мозга, которая имеет определяющее значение для всей психологической науки, поскольку позволяет категориально определить сущность ее объекта исследования, но до сих пор остается неразрешенной.

В настоящее время в качестве наиболее признанных можно обозначить четыре подхода к решению данной проблемы:

  • идеалистический,
  • физиологический,
  • психофизического параллелизма,
  • диалектический.

Идеалистический подход базируется на традиционной для философии трактовке сознания. Психика понимается как независимая и самостоятельная нематериальная субстанция, обладающая субъектностью – т.е. выступающая источником активности и поведения человека. Именно психике отводится роль руководящего звена, мозг становится лишь инструментом для физиологической реализации психической деятельность, передачи идеальных процессов в физическую плоскость материального тела. Волевой аспект психики абсолютизируется, человек становится полностью независим от окружающих условий и реального мира, вся его жизнь – череда самостоятельных выборов в которых он руководствуется исключительно собственным произволом. Подобный подход реализуется в экзистенциальных направлениях философии и психотерапии, где именно психическому содержанию отдается преимущество перед физиологическим.

Физиологический подход полностью обратен идеалистическому, он базируется на идеалах строгой науки и медицинской точке зрения на психические процессы. Психика рассматривается как функция мозга, также как питание есть функция пищеварительной системы, дыхание – дыхательной и т.д. Мозг первичен, физиологические процессы в мозге полностью задают всю психическую деятельность индивида, а в психике нет ничего, что не было бы задано в процессах высшей нервной деятельности. При этом в отношении личности возникает жесткий детерминизм – мозг как биологическая система детерминируется средой, опытом (который возникает в ходе взаимодействия со средой), и наследственными факторами (опытом, закрепленным в генетике). Соответственно ни о какой свободе воли или проактивной позиции психики говорить не приходится, все решения детерминированы извне, они есть результат сложившихся обстоятельств и не могли быть приняты иначе. Переживание воли, принятия решения, не более чем иллюзия, механизм интерпретации собственных действий, создающий субъективное ощущение их значимости. Наиболее радикальные сторонники данного подхода полагают, что само понятие личности, ее свойств и индивидуальных качеств, не более чем самообман.

Концепции параллелизма и диалектической связи психики и мозга

Концепция психофизического параллелизма основывается на дуалистическом понимании человека – психика и тело рассматриваются в качестве самостоятельных и мало зависимых друг от друга частей, которые действуют сами по себе. Мозг детерминирует психологическую чувствительность – восприятие окружающего мира, переживание эмоций, реакций удовлетворения/неудовлетворения, боли, потребностей. Сознание со своей стороны реализует высшие психические функции – мышление, память, воображение, чувства, интеллект, которые используют данные мозговой деятельности, но выходят далеко за их рамки.

Диалектический подход предполагает, что психики и мозг находятся во взаимосвязи, обуславливая взаимное функционирование друг друга. Мозг является биологическим субстратом, обеспечивающим функционирование психики, однако сама психика не сводится лишь к функциональной мозговой активности. В данном случае можно говорить о переходе мозгового функционирования на качественно новый уровень, который неправомерно сводить к простой суммации процессов уровня нижележащего. Точно также как мозг не является простой суммой нейронов, а представляет собой интегративное образование, так и психика значительно шире, чем нематериальная реализация нервной деятельности. При этом между психикой и мозгом существует взаимная детерминация.