Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Психология как наука о поведении

Все предметы / Психология / Психология как наука о поведении
Определение 1

Психология (греч. «психе» — душа, характер, «логос» — наука) – это наука, которая занимается исследованием психики человека, закономерностей поведения индивида и групп людей, особенностей их взаимодействия между собой.

Поведение в психологии

Традиционно в психологии поведение представлено внешними проявлениями психической деятельности личности. В данном отношении поведение противопоставляют сознанию в качестве совокупности внутренних субъективно переживаемых процессов. В этой области происходит разделение фактов поведения и фактов сознания в соответствии с методом их выявления.

Любой акт поведения происходит во внешнем мире. Его можно обнаружить с помощью внешнего наблюдения. Процессы сознания происходят во внутреннем мире субъекта, а их обнаружение происходит посредством самонаблюдения.

Факты поведения состоят из:

  • Совокупности внешних проявлений физиологических процессов, которые относятся к состояниям, деятельности, общению людей (например, поза, мимика, интонация, взгляд, покраснение, побледнение, дрожь и др.)
  • Отдельных движений и жестов;
  • Действий, представляющих собой более крупные акты поведения, которые наделены определенным смыслом;
  • Поступков в виде наиболее крупных актов поведения, имеющих социальное звучание и связанных с нормами поведения, самооценкой и отношениями.

Во втором десятилетии прошлого века произошла так называемая «революция в психологии». Ее связывают с концепцией экспериментальной психологии Вундта и теорией бихевиоризма, разработанной американским психологом Дж. Уотсоном. Уотсон заявлял, что необходимо пересмотреть вопрос о предмете психологического знания.

Он полагал, что вместо сознания предмет психологии представляет поведение человека. Основаниями для этого Уотсон считал:

  • Здравый смысл, соображения которого отражают то, что по поведению людей судят об их психологическом состоянии;
  • Практические запросы и дискредитация психологии сознания (в то время лабораторная психология занималась не нужными и не интересными никому предметами);
  • Выдвижение психологии в качестве естественнонаучной дисциплины, основой которой должен стать научный объективный метод.

Готовые работы на аналогичную тему

Уотсон, встав на сторону поведения, стал отрицать существование сознания. Он утверждал, что сознание для психологии не должно существовать. В этом отрицании сознания пзаключался основной принцип бихевиоризма, которые впоследствии не выдержал критики.

Взгляды на поведение в психологии

Поведение, по мнению Уотсона, представляет собой систему реакций в виде любого проявления в ответ на внешний стимул. С его помощью происходит приспосабливание человека. Поведение является с физиологической точки зрения совокупностью изменений гладкой и поперечнополосатой мускулатуры, включая изменение желез, следующее как ответ на раздражитель.

Ученые трактуют поведение достаточно широко. В психологии и физиологии оно состоит в проявлении любой реакции (например, выделение секрета железой). Наряду с этим, поведение в узком смысле ограничено лишь внешне наблюдаемыми механизмами. Из анализа здесь исключены все ненаблюдаемые физиологические механизмы и совокупность психических процессов.

Объяснить причины поведения и действий определенного человека — это значит определить внешнее воздействие, которое вызвало это. Не существует ни единого действия человека, за которым бы не пряталась причина в качестве внешнего атрибута. Для обозначения последнего в психологии используют категорию стимул.

В рамках поведения психологи выделяли различные типы реакций. Так, Уотсон, исследуя это понятие, рассматривал врожденные и приобретенные, а также внешние и внутренние реакции.

Их классификация выглядит следующим образом:

  • Внешние приобретенные (например, навык движения);
  • Внутренние приобретенные (мышление, процесс внутренней речи);
  • Внешние врожденные (чих, мигание, хватание, реакции при наступлении страха и др.);
  • Внутренние врожденные (работа желез внутренней секреции, кровообращения).

При наблюдении за новорожденными исследователи пришли к выводу, что количество сложных незаученных реакций в процессе рождения и сразу после него относительно невелико. Оно не способно обеспечить приспособление человека. Таким образом, поведение представляет собой результат обучения.

Навык и научение стали главной проблемой учения Уотсона. Речь и мышление он рассматривал в качестве навыков. Навык представлялся ученым в виде индивидуально приобретенного или заученного действия, в основе которого лежат простые и врожденные движения. За удержание навыков отвечает память.

Исследование категории поведения в психологии

Исследователь Толмен рассматривал в своих трудах три вида детерминант поведения - независимые переменные стимулы как первоначальную причину поведения, начальное физиологическое состояние организма, а также способности (видовые свойства). В эти процессы вмешиваются внутренние переменные (цели), а также познавательные процессы.

Толмен разработал понятие «когнитивная карта». Эта структура формируется в мозгах животных при переработке поступающих извне воздействий. Она состоит из сложной структуры соотношения, характерной для стимулов и целей. Этот показатель способен определять поведение животных в ситуации актуальной задачи.

Совокупность когнитивных карт дает возможность адекватно ориентироваться в жизненных задачах в целом, включая жизнь человека. Промежуточные переменные в этом случае выступали как функциональные эквиваленты сознания, но вводили их как «конструкты». О конструктах судили исключительно по поведенческим свойствам.

Примером может быть поведение животного при появлении у него цели. В этом случае оно начинает обнаруживать поисковую активность до момента получения необходимого объекта. Также при получении объекта животное прекращает активность, а в случае повторных проб способен быстрее находить путь к объекту.

В соответствии с перечисленными признаками можно отметить, что получение требуемого объекта представляло собой цель (намерение) животного. Данные признаки — это не что иное, как поведенческие свойства, при этом обращаться к сознанию нет никакой необходимости.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис