Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Новые тенденции в философских исследованиях 1960-1980 гг.

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Становление советской философии / Новые тенденции в философских исследованиях 1960-1980 гг.
Новые тенденции в философских исследованиях 1960-1980 гг.

В советские годы философская мысль прошла нелёгкий путь, который характеризовался несколькими периодами, созвучными тем этапам, которые проходило общество во время своего развития в новой стране.

Замечание 1

Существенные видоизменения затронули философию СССР в процессе развенчания культа личности Сталина во время $20$ съезда КПСС в $1956$ году Никитой Хрущевым в докладе "О культе личности и его последствиях". С критикой сталинизма зарождалась тенденция ослабления идеологического надзора над философией, науками, культурой, открывая всё более позитивные перспективы для развития этих областей в России. Это вело к формированию другого поколения мыслителей, ученых и общественных деятелей, которые ставили своей целью преодоление догматизма и стереотипов в идеологии.

Идеологическое потепление

Замечание 2

Идеологическое потепление способствовало становлению философских тенденций $60х$ годов, наряду с которыми формировались и новые теоретико-методологические предпосылки в рамках психологии, теории познания, социологии, которые имели своё начало еще в $40-50$е годы.

Это было своего рода творческое наследие философа и психолога С. Л. Рубинштейна, который работал в направлении принципа единства деятельности и сознания, сыгравший ключевую роль, как в психологии, так и в философии. Данный принцип гласил, что человек и человеческая психика организуются и проявляют себя в практической деятельности. В труде «Бытие и сознание» Рубинштейн ставил вопрос природы психического и то, какую роль оно имеет в общей взаимосвязи явлений, подчёркивая, что мозг – это орган психической деятельности, а не субъект. Источником является сам мир, который оказывает воздействие на мозг. Таким образом, Рубинштейн исследовал бытие, указывая на ошибку сведения его к объектам и материи. Сознание является не меньшей реальностью, чем материя.

Основополагающие вопросы философии на рубеже $50-60$х годов

В $50-60$ годы фундаментальными исследованиями в философии выступали гносеологические, теоретические, логические вопросы и вопросы познания. В решении этих вопросов большую деятельность проявили Э.В. Ильенков, Б.М. Кедров, П.В. Копнин и их последователи. Ильенков был преподавателем философии в МГУ, который к $1953$ году с выходом «гносеологических тезисов» был снят со своей должности, обвиняясь в гегельянстве. В философских трудах «Диалектика абстрактного и конкретного в Капитале Маркса», «Диалектическая логика: очерки истории и теории» он внес неоспоримый свою лепту в формирование философии, разрабатывая теории материалистической диалектики как логики. Возродившиеся дискуссии в философии $60-80$х годов вышли на новый уровень, касаясь проблем природы идеального, его согласования с индивидуальным и общественным сознанием.

П.В. Копнин внёс свой вклад в разрешение проблемы сознания и самосознания, сопряжения чувственного, рационального и иррационального, семантики и семиотики.

Еще один видный представитель этого периода – М. К. Мамардашвили, который работал в направлении изучения природы человеческого сознания и мышления. Он выявлял характерные черты и условия умственной деятельности философа, наблюдая за процессами в сознании.

Философия науки – новое течение, оформившееся в 60-80 годы в России, изучающее науку в качестве специфической области деятельности человека. В этом направлении работали Кедров, Стеин, Сачков.

Философская антропология

До $60$х годов в советской стране не отводилось место проблеме человека, как особого философского объекта. Человек не рассматривался с точки зрения уникальной формы бытия, не как объект познания, а представлялся лишь в своей «массовидной» форме. Новый подход к данной проблеме позволил развиться антропологии, которая предприняла попытки решить серьёзную проблему, критикуя репрессивные и искусственные цели растворить индивидуальность в обществе, чтобы снять вопрос о человеке и личности с повестки дня, сделав его винтиком в большом государственном механизме. Так называемый «поворот к человеку» представлял собой потребность снять с человека это клеймо. Концептуальные идеи по проблеме человека разрабатывались Б.Т. Григоряном, И.Т. Фроловым, А.Г. Мысливченко По данной теме мы уже выполнили реферат Прагматизм подробнее .

Официальная приверженность марксистской философии для философов этого поколения все больше стала походить на формальность. Этот процесс начал приобретать новые веяния эпохи.