Биография Владимира Сергеевича Соловьёва
Владимир Сергеевич Соловьёв – русский религиозный мыслитель, поэт, публицист и мистик, литературный критик, преподаватель, почетный академик Императорской Академии наук в рамках изящной словесности. Был свидетелем и участником русского духовного возрождения в начале ХХ века. Он значительно повлиял на религиозную философию Н. Бердяева, С. Булгакова, С. и Е. Трубецких, П. Флоренского, С. Франка, а также на творчество поэтов-символистов – А. Блока, А. Белого и пр.
Владимир Соловьёв – центральная фигура в философии России XIX века. Он внес существенный вклад в ее развитие, а также существенно повлиял на взгляды ученых и других представителей творческой интеллигенции. Им было основано направление христианской философии. Владимир Соловьёв высказывал возражения против разделения христианства на католическое и православное, отстаивая идею экуменизма. Им был разработан новый подход к исследованию человека, позже ставший преобладающим в российской философии и психологии конца XIX – начала ХХ века.
Родился Соловьёв в Москве 16 января 1853 года. Отец его – русский историк Сергей Михайлович Соловьёв, мать – Поликсена Владимировна – из дворянской семьи Романовых, имела польские и казацкие корни.
Образование Соловьёв получал в Первой московской гимназии, в которой преподавание делилось на общее и специальное, а заканчивал обучение в Пятой московской гимназии.
В 1869 году после окончания гимназии он поступил на естественное отделение физики-математического факультета Московского университета, а через два года перевелся на историко-филологическое отделение. В студенчестве Соловьёв интересовался спиритизмом.
После окончания университета, в 1873 году его оставили на кафедре философии, чтобы подготовить к профессорскому званию. В начале сентября 1873 года Соловьев переехал в Сергиев Посад и на протяжении года слушал лекции в Духовной академии.
В 21 год Соловьёв написал магистерскую диссертацию «Кризис западной философии», в которой отрицал позитивизм и разделение знания на теоретическое и эмпирическое. После этого он стал штатным доцентом философии и один семестр читал лекции в Московском университете.
Учение о праве
Мораль всегда стремится выстроить идеал, предписывая должное поведение, обращаемое исключительно к внутренней стороне воли человека.
Право – условно, им предполагаются ограничения, так как в юридической сфере важен поступок и его результат.
Закон – это ограничение личной человеческой свободы требованиями общего блага.
Признаки закона:
- публичность;
- конкретность;
- реальная применимость.
Признаки власти:
- издание законов;
- справедливый суд;
- исполнение законов.
Религиозная философия
Основная идея религиозной философии Соловьёва – София – Душа Мира, которая понималась в качестве мистического космического существа, в котором объединяется Бог и земной мир. София является вечной женственностью в Боге, и одновременно с этим, замыслом Бога о мире. Этот образ можно обнаружить и в Библии. Соловьёв же открыл его в мистическом видении, о котором говорится в его поэме «Три свидания». Идея Софии реализуется мягко: теософия формирует представление о ней, теургия обретает ее, а теократия воплощает.
- Теософия – дословно – Божественная мудрость – синтез научных открытий и откровений христианства в рамках цельного знания. Вера не противоречит разуму, а дополняет его. Соловьевым признается идея эволюции, проходящей пять этапов: минеральный, растительный, животный, человеческий и Божий.
- Теургия – боготворчество – Соловьёв критиковал моральную нейтральность науки. Теургия – это некая очистительная практика, без которой нельзя обрести истину. Её основой является христианская любовь как отречение от самоутверждения ради единства с другими.
- Теократия – власть Бога, то, что было названо Чаадаевым совершенным строем. Соловьёв возлагал теократическую миссию на Россию, сохраняя при этом симпатии к католицизму.
На философские взгляды Соловьева существенно повлияли труды Николая Фёдорова - русского религиозного мыслителя.
Соловьёв считал, что смысл искусства заключается в воплощении абсолютного идеала. Он выступал с критикой позиции о том, что художнику нужно творить лишь одну видимость и мираж. Он выделял в искусстве эпос, трагедию и комедию. Во многом его идеи поддерживали А. Блок и В. Иванов.
Соловьёв был вдохновителем Достоевского в процессе написания романа «Братья Карамазовы», создав образ Алёши Карамазова. Также его влияние может быть отмечено в творчестве символистов и неоидеалистов позднего советского периода.
Есть версия, что в феврале 1896 года Владимир Соловьёв примкнул к католической церкви, принял причастие из рук греко-католического священника отца Николая Толстого. Соловьёв обосновывал свою симпатию к католицизму приверженностью «Вселенской церкви», в которой православие лишь Восточная церковь. Акт Крещения Руси он называл принятием Евангельской жемчужины, покрытой византийской пылью. Также преимуществом католицизма Соловьёв считал его наднациональность и преемство от апостола Петра. Церковный раскол он считал результатом «партикулярной» деятельности православных антикатоликов. Он считал Византийское православие ложным, выступая я защиту православного папства древней Церкви, в которой цезаропапизм являлся политическим арианством. Особенностями антикатолического православия Соловьёв видел отрицание роли Логоса в Святом Духе, а также отрицал возможную непорочность Девы Марии.
Соловьёвым был введен в научную речь термин «панмонголизм», который в рамках его историософской концепции выражал мысль об историческом возмездии Европе со стороны народов Востока и сопоставлялся с завоеваниями Константинополя мусульманами.
Панмонголизм – это движение, требующее объединить все монгольские народы в единое государство – монглосферу.