Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Философия человека в средние века

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Философия / Философская антпропология / Философия человека в средние века
Замечание 1

Разговор об антропологическом учении в рамках философии средних веков покоится на положении о том, что, во-первых, человек является творением Бога, имеет образ и подобие Бога, и, во-вторых, человек имеет духовно-мистическую связь с божеством.

Точка зрения Августина на природу человека

Многие исследователи считают, что первым, кто со времен Аристотеля поставил вопрос о природе человека, является Августин По данной теме мы уже выполнили реферат Аврелий Августин подробнее Аврелий. Его антропологическое учение в яркой форме представлено в «Исповеди»

Готовые работы на аналогичную тему

Августин, признавая креационистскую теорию происхождения мира, утверждает, что человек находится в господствующем положении по отношению к природе, т.к. он в отличие от нее обладает душой. Душа По данной теме мы уже выполнили реферат Душа человека подробнее человека – это творение Бога, она бессмертна, обладает единством. По отношению к телу душа является руководительницей. В своем сочинении «О граде Божием» Августин отстаивает точку зрения о человеке как образе и подобии Бога.

Основная цель человеческой жизни – это установление духовно-мистической связи с Богом. При этом Августин показывает возможную дуальность духовной направленности человека. С одной стороны, всецелая забота, самолюбование и путь к гордыне ведет к укорененности человека в вещный мир, выражаемой образом «земного града». С другой стороны, служение Богу, проявление любви к нему, рождают «град небесный».

Августин рассуждает о греховности природы человека, причина тому первородный грех. Человек должен бороться со своей греховностью и страстностью.

Также Августин в своей антропологии является сторонником догмата христианства о воскресении мертвых. Мыслитель стоит на позиции воскресения души и тела человека вместе, таким образом, человек обретает как душевный, так и телесный покой.

Точка зрения Фомы Аквинского

Фома Аквинский как философ во многом опирался в своем философствовании на идеи Аристотеля. В первую очередь, это проявлялось в подчеркивании особой роли разума Аквинатом, при всем к нему скептическом отношении мыслитель был склонен считать, что при правильном руководстве разум способен помочь человеку достичь Бога.

Фома Аквинский стоит на позиции признания за человеком равноправия души и тела. Человек – это не только душа, но последняя дает форму телу. Иными словами, их взаимосвязь построена так же, как между материей и формой у Аристотеля. Душа – это форма, которая находит свое проявление в деяниях человека.

В противовес Аристотелю Аквинат считал, что душа едина и пребывает в каждой частице человеческой телесности. Вместе с тем мыслитель различает три вида души: вегетативную, чувственную и умопостигаемую.

Замечание 2

Душа является аристотелевской энтелехией тела, его активное начало, дающее ему жизненную силу к действию. Поэтому между душой и телом не должно быть сильных различий. Душа и тела образуют некую совокупность, единичность.

Человеческая душа среди других существ мира обладает высшим положением, но среди сущностей трансцендентных она на низшей ступени. Причиной тому является то, что человек может постигать истину только чувственно, когда как сущности интеллигибельного мира в таком виде познания не нуждаются.

В антропологической концепции Аквината душа способна к двум типам действия:

  1. дела, совершаемые исключительно силами души – это воля и мышление.
  2. дела, совершаемы посредством тела – это питание, восприятие и т.д.

После смерти тела душа сохраняет за собой способность к первому типу действия, вторые же сохраняются потенциально, до момента воскресения.

Существование души без тела Фомой Аквинским По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Фомы Аквинского подробнее признается, как мыслителем находящимся в традиции христианства, но такое состояние расценивается как ожидание дня Страшного суда, когда она вновь обретет недостающее ей тело.

Итак, со времен античности в средние века понимание человека изменилось. На эти изменения повлияла смена космоцентризма в представлении о мире, на теоцентризм. Также причиной появления нового учения о человеке стало формирование христианской нравственности, понимания того, что есть добро, зло, благо, грех и т.д.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис