Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Мартин Лютер, основатель лютеранства

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Мартин Лютер, основатель лютеранства
Мартин Лютер, основатель лютеранства

Биография

Мартин Лютер родился в 1483 году в семье состоятельного бюргера. Его отец происходил из простых крестьян и собственном трудом смог вырваться из нищеты и сколотить свое состояние. Своему сыну он стремился дать юридическое образование, что считалось в то время в бюргерской среде хорошим тоном. Лютер поступает и обучается в университете в Эрфруте, где помимо юриспруденции изучает семь свободных искусств.

После окончания образования Лютер достаточно неожиданно и против воли отца уходит в августинский монастырь. Причины данного поступка доподлинно неизвестны - версии колеблются от переживания собственной греховности, до попадания ночью в грозу на дороге. Так или иначе Лютер начинает религиозную карьеру.

Его отправляют преподавать в Виттенбергский университет, где он параллельно получает теологическое образование. Лютер ведет одновременно и преподавательскую и проповедническую деятельность, кроме того является смотрителем 11 монастырей. Но несмотря на свою плотную включенность в религиозную жизнь Лютер ощущает некую слабость и неуверенность во взаимоотношениях с богом, ни аскетизм, ни подвиги теологической деятельности не удовлетворяют его духовные потребности. Большое влияние на мировоззрение Лютера оказал его поездка в Рим, во время которой он лично столкнулся с истинной развращённой сущностью католической церкви и ее клира.

Поворотным пунктом в деятельности Лютера становится булла об отпущении грехов и продажи индульгенций папы Льва X. Когда в Виттенберг пребывает доминиканский монах для продажи индульгенций, Лютера возмущает его маркетологический лозунг о том, что каждая монета выдергивает грешника из котла в аду. Лютер пытается противостоять продаже через официальные каналы – в проповедях и письме к епископу, но тщетно. Тогда накануне праздника он прибивает знаменитые 95 тезисов к воротам церкви, относительно вопроса об отпущении грехов. В них Лютер также затрагивает и некоторые основы христианского учения.

Содержание тезисов быстро распространяется, и через некоторое время папа пишет новую буллу в которой ставит Лютеру По данной теме мы уже выполнили доклад Мартин Лютер и его философия подробнее ультиматум – отречение от своих взглядов или анафема. Лютер прилюдно сжигает папскую буллу. Более того он обращается ко всему германскому народу призывая его освободиться от оков римско-католической церкви. Подобное положение дел вызывает закономерную реакцию со стороны властей – императора Карла V. Заверив Лютера в его безопасности с помощью охранительной грамоты, император вызывает его на рейхстаг, где также требует отказаться от убеждений, но Лютер непреклонен. Император отпускает его, однако объявляет вне закона. По дороге из рейхстага Лютера похищают люди курфюрста Фридриха Саксонского, который дает реформатору прибежище и обеспечивает его безопасность.

Реформаторские идеи Лютера первоначально с энтузиазмом воспринимаются всеми слоями общества, так как освобождение от гнета Рима давало возможность для секуляризации церковных земель со стороны знати, а также облегчения налогового тягла для простого народа. Более того Лютер стремится укрепить и развить народную культуру, в том числе за счет осуществления перевода библии на немецкий язык. Однако в период Крестьянской войны, Лютер категорично высказывается против восставших, называя их убийцами и грабителями, в следствии чего лютеранство теряет значительную часть народной поддержки и становится «княжеским» протестантизмом.

К числу основных сочинений Лютера относятся:

  • 95 тезисов об индульгенциях,
  • О свободе христианина,
  • О рабстве воли,
  • Большой и малый катехизис и другие.

Учение Лютера

В своем учении Лютер выступает за очищение церкви и христианской веры, но вместе с тем, формируясь в конкретных исторических условиях лютеранство пронизано конкретными интересами германского народа. Лютер решительно отвергает тезис римской церкви о необходимости самого института церкви и папства как обязательного посредничества между богом и человеком, а также обожествления самого папы, представления его наместником бога на земле.

Вместе с освобождением веры от посредничества Лютер отвергает и значительную часть христианских догматов, основанных не на Библии, а на более поздних источниках и папских указах. Церковь по его мнению должна вернуться к первоапостольскому виду, стать чистой от всего мирского и от всякой власти. Священник в ней ничем не отличается мирян и равен с ними перед богом и его судом.

Замечание 1

Спасение души человеком достигается не за счет заступничества священника или же действий самого человека, а исключительно из божественной милости, и нисколько от него не зависит.

Другим важным постулатом лютеранства, определившем его влияние на формирование капиталистической этики, стало положение о предназначении. Лютер пишет о том, что каждый человек был создан богом с определенной целью, даром и назначением, которое он должен старательно выполнять. При этом в глазах бога всякий труд равен и почетен, а мерой соответствия жизненного пути божественному предначертанию становится его успешность.

Тезисы лютеранства

Основные положения лютеранства изложены в «Книге согласия» и сформулированы в виде 5 кратких тезисов:

  • только милость,
  • только вера,
  • только святое писание,
  • единственно во Христе,
  • одному богу слава.

Только милость подразумевает, что никакие свершения человека, подвиги, аскеза, индульгенции или иное не может даровать ему спасения и вечной жизни, они могут быть обретены лишь через милость божию. В свою очередь чистая вера в Евангелие позволяет человеку искупить свои грехи, однако он обладает свободной волей как принять эту веру, так и отказаться от нее.

Выражение божественной воли на земле является исключительно Библия, все же остальные религиозные произведения могут рассматриваться лишь в той степени в которой они ей не противоречат. Не делается исключений и для самих сочинений Лютера, которые хоть и пользуются авторитетом, но не являются объектом поклонения.

Спасение согласно лютеранству может быть получено лишь во Христе, но вместе с тем лютеране поклоняются только богу, но не богородице и прочим святым.

comments powered by HyperComments