Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Реформаторское понимание добра и зла в философии зарубежного Востока XX века

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Философия / Философия зарубежного Востока ХХ века / Реформаторское понимание добра и зла в философии зарубежного Востока XX века

Исламские философы стремилась и к строгому разделению понятий о добра и зле, и к универсальному характеру этической оценки, делающей возможной однозначную оценку любого поступка – как хорошего либо плохого. Именно по данному пути и шло развитие этической теории, выходившей за границы фикха.

Замечание 1

Фикх - это наименование религиозно-правовой мысли в исламе, возникновение которой связано со стремлением «понять» (это и означает сам термин «фикх») установления Законодателя, выраженные либо непосредственно в Коране (то есть в божественной речи), либо сунне (содержащихся в предании словах и деяниях Мухаммеда).

Поскольку понимать значит выявлять смысл языковых структур, значит фикх практически невозможен без филологических изысканий. Так как в его сферу включается и невербальная сфера (состоящая из внутренних намерений и поступков), в рамках фикха получает развитие независимая терминология, существенно связанная с филологическими представлениями.

Готовые работы на аналогичную тему

Две основные линии отхода от фикха

  1. В качестве подлежащих этической оценке рассматриваться начинают все деяния, в том числе и та их обширная часть, которую считали «безразличной» в рамках фикха. Вопрос о способах оценивания того, что принципиально не может оцениваться в рамках фикха, стал мощным стимулом для развития этической мысли. Для выяснения в исламской философии проблематичности, а точнее неразрешимости возникшей задачи, как совместить две шкалы оценок, характерна постепенность, так как требовалось ввести такое основание этической оценки, которое было бы независимым от воли божественного Законодателя, напрямую выраженной в его приказаниях и запретах.

  2. Реформаторское истолкование добра и зла кардинально отличается от традиционного, согласно которому их единственным источником является Бог. В Коране утверждается безусловная императивная значимость благих дел. Данный императив разъясняется чрез истолкование блага как богопослушания. Благо состоит также в вере в посланника, несущего божественную истину. Поэтому благо состоит в соблюдении Закона. Видом блага является и совершение ритуальных действий. Поскольку Бог является единственным источником блага, человеку невозможно стать счастливым, не будучи связанным с Богом. Кроме того, ему не дано понять суть подлинного блага и подлинного зла, поэтому он нуждается в руководстве и наставлении.

Мухаммад Икбал о добре и зле

В рамках реформаторской интерпретации блага и зла Мухаммад Икбал обосновывает революционную активность. Поэт-философ опирается на кораническое изложение легенды о грехопадении и изгнании человека из рая (в Коране аяты 10-24 суры 7). Будучи искушенным сатаной Адам, впадает в грех, но, будучи изгнанным из рая, превращается в хозяина земли. Таким образом зло порождает добро. Икбаловский Иблис-сатана выступает символом деятельного духа, привлекательность которого обусловлена тем, что, как и гётевский Мефистофель, он – «часть вечной силы, что вечно хочет зла, но совершает благо». Если бы сатана отсутствовал, жизнь не была бы столь динамичной, она была бы мертвенно пассивной.

Замечание 2

О неповиновении, протесте и даже насилии Икбал (так же и Вивеканда По данной теме мы уже выполнили реферат "Вера" подробнее , А.Гхош, Тилак и другие), пишет не как о зле, а как о благе, если их осуществляют для преобразования общества в лучшую сторону. Из этого следует провозглашение силы и воли как важных качеств личности.

Сильная волевая личность формируется через прохождение нескольких стадий:

  • первой – послушания и дисциплины
  • второй – отрицания страха, внутренних конфликтов и земных страстей
  • третьей – самоутверждения, преодоления эгоистического феноменального «я» и утверждения «Я» истинного. (В икбаловском варианте «совершенный человека» сформирован на основе синтеза представлений о человеке суфистов и ницшеанской концепции сверхчеловека.)
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис