Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Субъективные и объективные элементы общества

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Философия / Субъективные и объективные элементы общества
Определение 1

Элементы общества – это простейшие и далее неделимые частицы из которых состоят более сложные общественные структуры, и которые обеспечивают из взаимодействие и функционирование.

Понятие общества

Определение 2

Общество – это исторически обусловленная совокупность способов взаимодействия и активности людей, которые проживают на определенной территории.

Общество выступает главной формой существования людей, организации их жизнедеятельности в территориально-историческом аспекте, и пронизывает всю историю человечества от первобытных племен, до современности. Механически общество представляет собой совокупность людей, собранных вместе, однако в действительности является более сложным образованием, чьи свойства выходят далеко за пределы их простой суммы.

Для того, что группу людей можно было назвать обществом требуется соблюдение ряда признаков, а именно, наличие территории на которой эта группа устойчиво проживает в течении длительного времени и считает ее своей, способность данной группы к самоуправлению и самообеспечению и ее независимость от других групп, наличие социокультурного единства, т.е. общего языка, общий культурных и моральных норм, идеалов и ценностей и наконец, наличие разветвленной структуры общества.

Структура общества

Изучение структуры общества, которое осуществляется в рамках социальной статики представляет собой весьма сложную задачу. Ее сложность обусловлена тем фактом, что общество является наиболее высокоорганизованной органической системой, все структуры которой тесно взаимосвязаны друг с другом и не могут быть вырваны или изолированы из контекста, так как без своих существенных элементов общество существовать неспособно. Кроме того, общество находится в процессе постоянного развития, а сам исследователь находится внутри него и является его частью, что создает дополнительные трудности при исследовании общественных феноменов, выходящих за рамки индивидуального сознания, представляющих над сознательный уровень (общественное сознание, мнение, эффекты толпы и т.д.).

Наиболее принципиальным при изучении структуры является вопрос о естественности выделяемых частей общества, их «органической» вписанности в его жизнь, а не насильственное вырывание из контекста общественной жизни тех элементов, которые кажутся исследователю важными по каким-либо причинам. Вместе с тем структура общества в значительной степени зависит от философско-теоретических воззрений исследователей, которые подходят к ее исследованию исходя из ряда парадигм:

  • субъективистской,
  • институциональной,
  • деятельностной.

Сторонники субъективистской парадигмы понимают общество как совокупность общественных субъектов, т.е. общностей людей, выделяемых по различным основаниям – классам, профессиональным интересам, социальному положению и т.д. Все разнообразие общностей исследователи сводят к двум наиболее крупных структурам – гражданскому обществу, включающему в себя все неполитические объединения внутри общества, и государству, которое объединяет политические силы и административные аппараты.

Институциональная парадигма выстраивается на положениях формационного подхода. Основным содержанием общества в ней выступают не группы людей, как таковые, а те отношения которые складываются между ними в процессе социально-производственной деятельности, т.е. социальные институты. Именно в данной парадигме было сформировано классическое отечественного обществознания деление общества на четыре сферы – социальную, экономическую, политическую и духовную, которые в свою очередь объединяются в базис, т.е. совокупность социально-экономических отношений в обществе, обеспечивающих основы его функционирования, и надстройку, как совокупность духовно-политических институтов, решающих вопросы управления и развития общества.

Наконец, деятельностная парадигма предполагает, что в качестве структурных частей общества необходимо понимать саму деятельности людей, а точнее всю совокупность тех деятельностей, которые необходимы для автономного и самодостаточного функционирования общества, и обеспечения каждого из его членов. В соответствии с эти выделяется четыре относительно обособленных вида деятельности – материальное и духовное производство, управленческая и социальная деятельность.

Элементы общества

Вне зависимости от структурного деления, само существование макроструктур общества обеспечивается за счет деятельности его элементарных частиц, т.е. далее не разложимых элементов, которые обладают свойством универсальности, т.е. одновременно относятся ко всем сферам общества, деятельности, социальным общностям. Эти элементы традиционно делят на:

  • субъективные;
  • объективные.

Субъективный элемент общества представлен носителями целенаправленной активности, т.е. людьми. Без людей осуществление какой-либо деятельности, возникновение социальных отношений, либо самих социальных общностей невозможно, а разница между ними сводится к требованию большего или меньшего числа людей для наполнения определенной структуры. Даже в тех случаях, когда какой-либо процесс общества становится значительно роботизирован, например, части материального производства, то носителем целенаправленной активности все равно остается человек, а не робот, поскольку в последнего были заложены программы деятельности при его создании.

Человек в своей деятельности преобразует окружающую среду, приспосабливает ее к себе, что приводит к созданию специальных объектов, не существовавших в природе ранее. Эти объекты, т.е. объекты общества, можно разделить на две большие группы:

  • вещи,
  • символы и знаки.
Определение 3

Вещи – это совокупность объектов, используемых людьми для воздействия на окружающую реальность.

В рамках формационного подхода к вещам относили средства производства, в которые включали предмет труда, т.е. совокупность природных объектов на которые направлены усилия человека, орудия труда, т.е. вещи с помощью которых человек воздействует на предмет труда, а также средства транспортировки и хранения. Однако класс вещей ими не ограничивается, так как к нему закономерным образом принадлежит оружие, как способ воздействия на иные общества и отдельных субъектов, предметы быта и домашнего обихода, наконец, сами продукты питания, как способ воздействия на собственный организм, и т.д.

Определение 4

Символы и знаки – это совокупность объектов, используемых людьми для воздействия на внутреннюю реальность.

Одним из важнейших элементарных объектов символьного типа является речь, которая обеспечивает коммуникацию и взаимодействие между людьми. Вместе с тем символы и знаки объединяют любые объекты которые призваны воздействовать на собственный внутренний мир или внутренний мир другого, передать некоторую информацию, логического или эмоционального свойства, от музыкальной сюиты, до дорожного знака.

При этом граница между вещами и символами оказывается весьма размытой и выражается именно в функциональном, а не материальной или структурном смысле. Так газета, которая обычно выступает символом, т.е. источником информации может легко стать вещью, например, ее листами обертывают хрупкие вещи при транспортировке. Точно также вещь – оружие, орудие труда, элементы одежды, может легко приобрети сакральный смысл и стать символом (например, футболка с автографом, родовой меч и т.д.).

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис