Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Объективные и субъективные факторы и детерминанты социального управления

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Объективные и субъективные факторы и детерминанты социального управления
Объективные и субъективные факторы и детерминанты социального управления

Понятие социального управления

Определение 1

Социальное управление – это практическое, организующее и регулирующее влияние государства на общественную жизнедеятельность людей с целью ее упорядочения, сохранения или преобразования, базирующееся на властной силе.

Как объективная основа социального управления рассматриваются:

  • природно-географические условия. Каждому народу отведена собственная территория на планете, а природными условиями этой территории продиктованы соответствующие им технологии производственной деятельности и формы общественной жизни;
  • естественно-общественные условия, сформированные как результат продолжительного взаимодействия человека с природной средой. География расселения людей, типы их градо- и домостроительства, характер поселений, технологии возделывания земель, виды коммуникаций, способы и приемы трудовой и бытовой деятельности, ценности совместной жизни, традиции, менталитет и обычаи;
  • культурно-историческое наследие, созданное субъективными факторами, выступающее сегодня объективной жизненной опорой;
  • производственная база – специфичные технологии, специализация и кооперация в рамках территории определенного человеческого сообщества, рассматриваемая в качестве объективной данности;
  • система экономических отношений – объединяет производственную базу и человеческий потенциал, обеспечивая воспроизводство материальных продуктов и социальных услуг, которые поддерживают общественную жизнедеятельность;
  • социальная сфера – специфические социальные интересы, социальные отношения и социальная инфраструктура;
  • духовная культура – субъективная, как проявление субъективного фактора, и объективная, как отражение материально закрепленного духовного, то есть превращение его в историческое наследие;
  • научно-технический прогресс.

Субъективный фактор социального управления

Любое решение государства принимается человеком, а значит, это решение субъективно и олицетворяет сознание в действии, некоторое слияние мыслительного процесса с практическим. То есть сочетает деятельность с сознанием.

Замечание 1

Совокупность элементов субъективного фактора, представлена цепью: потребность – интерес – воля – нормы – мотивы – стимулы. В рамках этой системы и идет формирование и реализация социального управления.

Субъективный фактор характерен для элементов любого уровня развития потенциала, которые по-разному соотносятся и взаимодействуют между собой.

Развитие субъективного фактора – сложный процесс, в котором все свойства и элементы трансформируются неравномерно, испытывая противоречивое воздействие друг на друга, по-разному и неодинаково отражая объективную действительность, по-разному поддаваясь ее воздействию и обладая такой же разной устойчивостью, самостоятельностью и способностью изменяться.

Разные элементы и свойства субъективного фактора оказывают воздействие разной силы, целенаправленности и рациональности на объективную действительность, последствия их воздействия тоже разнообразны – начиная конструктивными и созидательными и заканчивая негативными и разрушительными.

Объективная и субъективная детерминанты

Выделяют экономические, технологические, политические, географические и другие детерминанты. Объективные детерминанты по своему содержанию подразделяются на:

  • глобальные и внутригосударственные тенденции;
  • национальный характер рассматриваемого народа, его культуру и историю;
  • давление других государств и областей жизни – наука, техника, экономика и пр.

Детерминация считается субъективной, пока события зависят от желания конкретных людей. Таким людьми могут выступать политические лидеры, социальные группы, например, партии, а также широкие массы населения. Обычно заметные изменения происходят под воздействием на достаточно инертный центр политического спектра одновременно слева и справа. В XIX веке и начале ХХ левым направлением считали пролетариат, а традиционным правым – мелкую буржуазию. Они несли соответственно коммунистическую и националистическую идеологию.

Во второй половине ХХ века ситуация поменялась. Левая часть спектра смогла изменить положение рабочего класса настолько, что его революционное настроение пропало, а используя профсоюзы он смог вписаться в уже существующие политические структуры, при этом численный состав, с развитием производства, постоянно сокращался, так что даже при стремлении революционно переустроить общество, у него не хватило бы сил. Как писал Маркузе Г., буржуазия и пролетариат, как два крупнейших противостоящих друг друга класса, перестали быть носителями исторических преобразований.

Традиционно левых сменили левые, которые состояли из людей творческих профессий – гуманитарной интеллигенции, экологов и других представителей зеленого движения, антиглобалистов и т.п. Их целью было двигаться в сторону коммунализма, а не коммунизма, формировать новые типы совместного проживания, защищать природу и гармонизировать взаимоотношения людей с ней, развивать его творческие потенции и пр. Эти силы на сегодняшний день слишком слабы, чтобы оказать реальное и кардинальное воздействие на политические процессы.

Д. Белл – американский социолог и политолог писал, что гуманитарная интеллигенция на самом деле – маргинал организованной буржуазной экономической цивилизации. Стремление интеллигенции к демократии связывают с особенностями ее трудовой деятельности, так как демократизация – это условие профессиональной эффективности в области духовного производства. Демократию связывают с рационализацией, которая требуется интеллигенции.

На левом фланге оказались так называемые пролетарии Фрейда По данной теме мы уже выполнили реферат реферат по философии подробнее , которые сменили утративших революционную силу пролетариев Маркса. В первую очередь к ним относят женщин и молодежь. Главной проблемой неофрейдистов была технократическая мобилизация личности, которая исказила ее природу и эксплуатировала более тонкие материи, по сравнению со способностью к физическому труду.