Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Индия глазами европейского схоласта

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Индия глазами европейского схоласта

Индийская и европейская схоластика

Замечание 1

Индийская философия в эпоху своего расцвета по многим позициям может быть сравнена с философским мышлением европейского средневековья. Исследователи относят индийскую философию к схоластике из-за ее склонности к комментарию. Текст индийского философа строится на основе толкования традиции мысли.

Европейский схоласт, попав в интеллектуальную среду индийского средневековья, нашел бы много интересного для себя. Так ему бы был понятен спор о структуре и модусах силлогизма, о соотношении авторитета и разума при анализе священного текста, о природе логики. Но в большей степени европейскому схоласту оказался бы по духу спор об универсалиях, который также волновал индийских мыслителей. Его бы удивило множество позиций по поводу соотношения единого и многого. Буддизм в этом вопросе стоит на позициях номинализма. Джайнизм, миманса и санкхья признают исключительно наличие единичного, отдельных структурных элементов вещи. Вайшешике близок реализм, а ньяя склонна к ярко выраженной реалистической позиции, признающей чувственное восприятие общего.

Готовые работы на аналогичную тему

Но кроме вышеуказанных сходств европейский схоласт заметил бы и отличия. Во-первых, это отсутствие вопроса о соотношении материи и формы, рожденного логикой Аристотеля. Кроме того, европейский мыслитель заметил бы невнимание к мировоззренческим вопросам, касающимся свободы воли, степени влияния Божественного Провидения и благодати на мир и на жизнь отдельного человека.

Попытавшись сравнить две традиции схоластического мышления, обратимся к характеристике индийской схоластики.

Традиция индийского схоластического мышления

В рамках индийской средневековой философии выделяют два этапа: ранняя и высокая схоластика.

Ранняя схоластика $(V-IX вв.).$ Этот период отличается пропедевтическим характером. Это выражается в разработке свода комментариев на базовые тексты индийской традиции мифологической, религиозной и философской мысли.

В это время складывает три типа комментариев, характерных для Индии:

  1. «учительные» комментарии, целью которых являлось изъяснять учение под руководством наставника;
  2. «базовые» комментарии, призванные дать основу для наставника, прояснить непонятное;
  3. «инновационные» комментарии, разрабатывающие на основе традиционных текстов новые философские доктрины.

Предметом комментирования джайнизма По данной теме мы уже выполнили реферат Философия джайнизма подробнее явились сутры Умасвати, тексты Кундакунды и сочинения джайнистов По данной теме мы уже выполнили доклад Джайнизм подробнее , написанные на санскрите и пракрите.

В это время появляется базовый текст материалистической школы чарвака-локаята «Таттвопаплавасинха». Написан он мыслителем Джаяраши в $VII веке$.

В $VI-IX вв.$ комментируется текст Санкхья-карика, также к этому времени относится комментирование сутр Йогасутра-бхашья Вьясы. Кроме того, комментарии создаются основными школами индийской философии на свои базовые тексты. Так в вайшешике появляется трактат Чандрамати «Учение о десяти категориях», в ньяе продолжается комментирование Ньяя-сутр, в мимансе – Мимансасутра-бхашья, в веданте – сутр Брахмасутра-бхашья.

Высокая схоластика $(X-XVI вв.)$. В этот период наступает расцвет учений философских школ Индии, они приобретает до конца оформленный вид. Кроме того, появляется шиваизм как теолого-философское учение, основывающееся на почитании Шивы.

Джайнизм развивает эпистемологическое учение и диалектику. Миманса в это время создает теорию внутренней достоверности познания самого в себе, причинность они трактуют через понятие потенциальности. Из интеллектуальной «стагнации» выходит санкхья.

Но большее развитие в указанное время получают две школы: ньяя-вайшешика и веданта.

В ньяе-вайшешике соединилось традиционное учение ньяи и натурфилософская концепция мира вайшешики. Процесс объединения шел через заимствование и сравнение категорий и понятий обеих школ. Общим местом для них также стала логика.

Замечание 2

Веданта также прошла в это время ряд «пере-прочтений»: адвайта-веданта (позиция Шанкары), вишишта-адвайта, двайта-адвайта, вишуддха-адвайта.