Как работал индийский схоласт
Индийская средневековая схоластика предполагает под собой процедуру комментирования текстов традиции мысли, в основном это положения ведической литературы. Индийский мыслитель брал за основу определенную идею и с помощью комментирования создавал специфически новую систему философии.
Для создания философской системы индийский схоласт использует следующий путь. Он берет суждение и его осмысливает. Затем противопоставляет ему антитез, который схоласт критикует и отвергает. Итогом становится истинность изначального тезиса, он идет в копилку концептов создаваемой философской системы. Работа же с определениями строится так: сначала дается определение в общих чертах, потом проясняются его составные части. В конце же схоласт анализирует в целом определение понятия.
Методология средневековой индийской философии
Индийская философия Средневековья имеет ярко выраженный практический характер. Философия – это своего рода руководство к достижению нравственного совершенства, просвещенной жизни. Такой акцент на практических, моральных вопросах связан с присущим индийской философии утверждением одновременно стремиться к познанию истины и контролировать свои жизненные установки, соотнося их с познанным.
Средневековый схоласт в своей работе должен быть сосредоточенным. Индийская философия – это особая практика самоконтроля (например, практика йоги). Индийский философ убежден, что зло и ошибочные мнения о мире глубоко проникли в разум человека, он их постоянно культивирует. Для избавления от этого человек должен осуществлять процесс по искоренению ложных убеждений. Указанный процесс заключается в постоянном познании и созерцании истины. Самоконтроль при этом означает преобразование низшего я, заложенных природой наклонностей и привычек.
Средневековая индийская логика
Практика работы средневекового индийского схоласта плотно связана с положениями логики.
Одним из ключевых достижений индийской логики было введение во II в. н. э. силлогизма. Его структура являет собой следующий вид: тезис, основание, пример, применение и заключение. Индийский силлогизм - умозаключение по аналогии, если использовать терминологию логики, предложенную европейской традицией (Аристотель).
В $VI в. н.э.$ индийский мыслитель Дигнага разделил силлогизмы на два типа:
- умозаключения «для себя», которые состоят из тезиса, основания и примера;
- умозаключения «для других», по структуре совпадающих с силлогизмом, состоящих из пяти членов.
Дигнага развивает три структурные элементы силлогизма первого типа и создает таблицу, «колесо причинных признаков». Признаки, указанные в этой таблице, присутствуют во всех познаваемых единичных вещах.
Учение о «колесе причинных признаков» в рамках индийской логики говорит о рассмотрении явления с точки зрения выявления классов, частей при его познании.
В $VII в. н.э.$ другой индийский логик Дхармакирти делит умозаключения на три типа:
- умозаключения, в которых, исходя из наличия признака видового сходства, делается вывод о родовом, качественном сходстве;
- умозаключения, в которых из наличия основания делается заключение о присутствии следствия;
- отрицательные умозаключения, в которых на основании того, что явление или предмет не может быть воспринят, делается вывод об их отсутствии. Дхармакирти выделяет в $11$ видов.
В $XII-XIV вв.$ в индийской логике разрабатывается понятие абстракция. Она здесь имеет несколько ступеней. Прцесс абстрагирования имеет следующий вид: от явления или вещи абстрагируется какое-либо свойство, которое сущностно их определяет, потом это свойство определяется как особый предмет, имеющий свои специфические свойства и могущий вступать в отношения с другими вещами или явлениями мира.
Индийская средневековая логика по многим положениям расходится с европейской логикой. При этом первая разрабатывает нечто похожее на логику отношений и теорию логических следований, которые в западной интеллектуальной традиции появляется в $XX$ веке.