Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Массовый человек в постмодернизме (Ж. Бодрийяр)

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Философская антпропология / Массовый человек в постмодернизме (Ж. Бодрийяр)
Массовый человек в постмодернизме (Ж. Бодрийяр)

Жан Бодрияр ($1929-2007$) является представителем философского направления постмодернизм, а также социологом и культурологом.

Замечание 1

Бодрияр стоит на позиции критического отношения к современности. С его точки зрения наш мир находится в кризисе и спасти его может только катастрофа.

Симулякр

Ключевыми понятиями философского проекта Бодрияра являются симуляция и симулякр. Мыслитель считает, что мир, окружающий современного человека, представляет собой ряд смиуляций, т.е. он не имеет в своей основе ничего, ничего реального. Это просто знаки и символы, за которыми также расположены знаки. Симуляция – это, кроме того, смешение реального и воображаемого.

Симулякр рождается из процесса отражения/ изображения и имеет четыре этапа:

Готовые работы на аналогичную тему

  1. образ, который как зеркало отражает реальность, его объект или явление;
  2. постепенное искажение образом первоначального;
  3. сокрытие посредством создания новых элементов и деталей утери реального, то произошла на предыдущем этапе;
  4. появление симулякра.

Таким образом, симулякр предстает своего рода «марионеткой» реальности, которая потеряла своего кукловода.

Потребление

Современное общество Бодрияр называет обществом потребления. Здесь он выделяет два вида потребления:

  1. Потребление как удовлетворение человеком своей нужды; его Бодрияр опускает.
  2. Знаковое потребление.

Потреблять, по мнению мыслителя, возможно не только что-то конкретное, но и абстрактное (время, пространство и др.).

Осмысливая потребление, Бодрияр столкнулся с фактом активного роста производства и уровня изобилия общества. Здесь появляется категория отчуждения. Мыслитель говорит о неправомочности использования этого понятия. Он отрицает наличие личности у человека, погруженного в общество потребления, поэтому не может быть и речи об отчуждении, т.к. нет самого предмета.

Парадоксы роста

Бодрияр отмечает несколько парадоксов роста.

  1. Во-первых, человечество не может достичь как абсолютной полезности, так и изобилия. Общеизвестно, что предела человеческому желанию нет. Кроме того, польза и изобилие в современном мире тесно связано с исчерпаемостью ресурсов и организацией производственного процесса.
  2. Во-вторых, рост не гарантирует социального равенства. Производственный рост наоборот способствует развитию неравенства. Равенство здесь достигается фрагментарно, т.е. равными в материальном плане оказываются представители определенных классов социума, но при этом остается разрыв между ними. С другой стороны, равенство возможно перед определенным объектом: например, все равны перед покупкой телевизора или машины, т.е. имеют возможность его приобрести.
  3. В-третьих, Бодрияр говорит о самонастраиваемости человеком своего уровня потребления. Мыслитель считает, что рост потребительского спроса до конца не может быть управляем, поэтому он превышает уровень роста производства, тем самым влияя на него. Уровень и количество потребностей влияет на социальную стратификацию.

Знак

Замечание 2

Антропологическая программа Бодрияра касается понятия знака. Он говорит о потреблении современным человеком в большей степени знаковой информации. Таким знаком становится и культура, открытая не для творчества, но для потребления.

Категорию знака Бодрияр анализирует, обращаясь к конкретным примерам из массовой культуры (реклама, телевидение, радио и т.п.). Он делает упор на то, что визуальные знаки проносятся перед глазами человека не прекращающим (ни темпорально, ни пространственно) потоком. Информация, доставляемая сознанию человека посредством массовой культуры, является обезличенной, призванной только отразить характеристики товара.

Реклама, по мысли Бодрияра, способна задавать массовые настроения и предпочтения. В череде таковых, в первую очередь, мыслитель отмечает пропаганду культа тела и секса.