Леонтьев Константин Николаевич ($1831-1891$) русский философ религиозно-консервативного толка, дипломат, публицист, литературный критик.
Движение к Богочеловеку
Антропологическое учение К. Леонтьева резко противопоставляется абсолютизации человека, которая присуща секулярной культуре. Леонтьев писал в своей работе «Страх Божий и любовь к человеку», что в нынешней Европе
«антрополатрия пересилила любовь к Богу и веру в святость Церкви и священные права государства и семьи».
Таким образом, мыслитель считал, что в европейской традиции представлено поклонение не личности, которая находится в особой степени развития, а индивидуальности вообще. Идёт акцент на осуществление всеобщего равноправия человека и его счастье. Такая мораль считалась им неприемлемой.
Он предлагает другую мораль:
утверждение движения к Богочеловеку, прийти к которому мешает эвдемонизм, чьим критерием нравственности является стремление к счастью, блаженству и процветанию. Следовательно, мораль Леонтьев понимал как мораль ценностей: «сверхличная ценность выше личного блага». Стремление к высшим ценностям и их достижение окупает страдания и жертвы истории.
Антропологический пессимизм
Согласно идеям Леонтьева, как правило, помыслы человека социально ненадёжны, поэтому человеческая свобода нуждается в регулировании политическими и религиозными институтами. Это учение получило название антропологического пессимизма, созвучное с консервативным человекопониманием. Консервативные взгляды К. Леонтьева.
Для России и других православных стран, как полагал Леонтьев, основной опасностью был либерализм, «либеральный космополитизм», его омещанивание жизни и культуры, с его девизом всеобщего счастья и блага. Демократизация Европы и эгалитарно-либеральный прогресс – симптоматичные признаки разложения.
В противоположность этой тенденции, он проповедовал церковность, монархизм и сословную иерархию, одним словом, выстраивал линию «византизма». Считал необходимым союз России с другими странами Востока, который служил гарантом мира, против революционных катаклизмов. Не корректно относить идеи Леонтьева как продолжение философии славянофильства, поскольку его мнение по поводу славянства и славянофильства было скептическим.
Автор ценных литературно-критических этюдов о Л. Н. Толстом, И. С. Тургеневе, Ф. М. Достоевском. Выступал с критикой религиозных воззрений Толстого и Достоевского. Эстетизм Леонтьева.
Следуя философии Н. Я. Данилевского, выделял культурно-человеческие типы человечества, которые необходимо проходили определенные стадии своего развития: юность, зрелость и старость, или как говорил сам Леонтьев: первичная простота, цветущая сложность и угасание. Это можно обозначить как эстетический принцип оценки общества, культуры, истории.
Отношение к социализму
В период своего творческого развития Леонтьев занимался изучением идей мыслителей-социалистов: П. Прудона, Ф. Лассаля, которые привели его к предречению политической победы социализма над европейской цивилизацией. Он обозначил её как «феодализм будущего», «новое корпоративное принудительное закрепощение человеческих обществ», «новое рабство».
Основные труды Леонтьева
- «Грамотность и народность»
- «Византизм и славянство»
- «Достоевский о русском дворянстве»
- «О Владимире Соловьеве и эстетике жизни»
- «Избранные письма»
- «Восток, Россия и Славянство»
- «Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения»
К $90$м годам $19$ века Леонтьева посещают мысли, касающиеся сомнения религиозной миссии России:
«всё мне кажется, что и религиозность наша, и наш современных национализм – всё это эфемерная реакция, от которой лет через $20-30$ и следа не останется».
Конечным итогом его размышлений становится полный отказ от религиозно-византийского идеала.