Среди онтологических вопросов, затрагиваемых в средневековой индийской философии, одним из основных является решение проблемы о первопричине мира, его первоначале. В решении указанного вопроса приняли участие все школы индийской философии.
Концепция Брахмана
Ключевым понятием в творении мира является абсолютное. В индийской философии абсолют выражался термином Брахман. Это понятие появляется уже на ранних этапах развития индийской мысли – в Упанишадах.
Брахман – единый, не подверженный изменениям, вечный и первопричина мира. Брахман – исходный материал творения, скрыто он присутствует во всех вещах. Кроме того, Брахман, как абсолютная духовность, тождественен с Атманом, внутренней духовностью живых существ.
Представления о Брахмане в традиционной и философской мысли Индии претерпевали изменения.
В «Брихадараньяка-упанишаде» Брахман предстает как та, сущность, из которой творится сущее. Это происходит через самопознание Брахманом самого себя. В жизни Брахман проявляется через качества и органы чувств человека: зрение, слух, дыхание, речь и т.д. Здесь также присутствует отождествление мирового начала с персональным духовным центом человека. Брахман – это сущность, из которой человек получает импульс к своему перерождению.
«Чхандогья-упанишады» говорят о наличии двух сущностей Брахмана: Брахмана как всеединство, основа мира, и Брахман как микрокосм, внутреннее пространство человека. Брахман здесь имеет персонифицированную форму.
«Тайттирия-упанишады» характеризуют Брахмана как духовную энергию, сокрытую в сердце человека, пребывающую внутри, так и ее проявление через качества человека, его действия в мире (мысль, тело и т.п.) Высшего блаженства достигает тот, кто достигает духовного созерцания Брахмана.
В «Каушитака-упанишадах» Брахман – это дыхание живого существа. А «Кена-упанишады» понимает Брахман как своего рода основу речи, мысли; то, из чего вышеуказанное начинает быть.
Абсолют в философской школе адвайта-веданта
Наиболее крайний взгляд на природу Брахмана, а в связи с этим и на само устройство мира, выразила адвайта-веданта.
Основной тезис адвайта-веданты – реален только Брахман, а мир иллюзорен; идеальная духовность Брахмана совпадает с индивидуальным духом каждого человека, Атманом.
Свой исток идеи адвайта-веданты берут в Упанишадах. Уже в них содержится указание на невозможность описать доступными способами Брахмана. Поэтому все, что реально – неописуемо, а то, что нереально – описуемо.
Сторонники этой школы мысли не проводят строгого разграничения между сном и реальностью. Явления и вещи такие же, что во сне, представления. Они преходящи и изменчивы, поэтому не могут обладать субстанциональностью. Также не признается наличие причинно-следственных связей в мире.
Реальность имеет три уровня:
- Истинная реальность (парамартхика) – реальность Брахмана.
- Условная реальность (вьявахарика) – материальный мир в привычном для нас понимании.
- Призрачная реальность (пратибхасика) – миражи и сны.
Брахман не творит непосредственно мир, творение обеспечивает «майя». Майя – это сущность, которая одновременно объединяет в себе и реальность и нереальность. Она не самостоятельна, бессознательно, неописуема.
Путь к освобождению
Адвайта-веданта считает, что наличие множества душ – иллюзия, существует только дух в его единственности – Брахман. Цель человека духовное освобождение – мокша. Мокша заключается в осознании персональной душой человека единства с Брахманом.
Практическим итогом теоретических построений является особая методика йоги (джняна-йога), посредством которой человек достигает духовного совершенства. Джняна-йога предполагает с помощью ума разление реальности и иллюзии, а также осознание своего единства с Брахманом. Джняна-йога – путь к мокше.