Человеческое бытие – это объективно существующая реальность, отражаемая в сознании отдельных людей и поколений.
Проблема человека и бытия в философии
Проблема человека в философии является достаточно сложной. С одной стороны, все содержание философии, все ее концепции и теории посвящены человеку и представляют собой размышление о нем, поскольку исходным посылом, мотивацией к философским размышлениям, является стремление отдельно взятой личности понять себя и определить свое место в мире. Из этого стремление вырастают философские дисциплины, такие как онтология, гносеология, аксеология и т.д. Каждая из этих дисциплин связана с размышлением о человеке, однако ни одна из них не рассматривает проблему человека непосредственно. Представления о человеке и его взаимоотношении с миром менялись постепенно, эволюционно в соответствии с развитием общества. Можно выделить три основных этапа развития взглядов на человека:
- космоцентрический,
- теоцентрический,
- антропоцентрический.
Космоцентрический этап включает в себя античную философию, а также философские системы востока. В его рамках человек не выделялся в качестве самостоятельной, особой сущности, он рассматривался как часть природы – космоса, такая же, как и другие ее части – животные, растения, природные явления, боги и т.д. Социальные, этические вопросы рассматривались через призму гармонического существования с миром, через познание природы, через которое человек мог познать самого себя.
С приходом монотеистических религий получает развитие теоцентрическая концепция человека. Человек вырывается из природы и противопоставляется ей. Человек рассматривается как творение бога, его продолжение и наследство в мире, а также как средство исполнения его воли. Жизнь человека приобретает глубокий духовный смысл, который резко контрастирует с реальными жизненными потребностями и противопоставляет духовное бытие физическому. При этом сам человек находится в несамостоятельной, зависимой позиции.
Наконец в эпоху Возрождения складывается новый взгляд на человека, отличительными чертами философии становятся гуманизм и антропоцентризм. Человек рассматривается как самостоятельная сущность, стоящая вне природы и независимо от высших сил. Человек становится сам творцом своей судьбы, источником активности невероятного могущества. За человеком признается способность открывать объективные закон функционирования окружающего мира и ставить их себе на службу, преобразовывать реальность.
Уже в девятнадцатом веке развитие получает такая специальная отрасль философии, как философская антропология. В ее центре находится извечный вопрос природы человека, соотношения в нем телесного и духовного, врожденного и социального. Благодаря эволюционной теории Дарвина животная природа человека становится очевидной, в своей биологической сущности он представляет собой такое же живое существо, как и любое другое, однако обладает особым, качественно отличающимся бытием, которое создает непреодолимый водораздел между человеком и прочими формами жизни.
Формы человеческого бытия
Учитывая сложность и многогранность человека его бытие может рассматриваться одновременно с нескольких сторон, что порождает существование различных форм человеческого бытия:
- бытие в мире вещей,
- личностное бытие,
- бытие в социуме.
Бытие в мире вещей происходит на уровне человека как биологического существа – индивида. Как индивид человек принадлежит к миру вещей, к природе, также, как и любое другое живое существо. Он испытывает потребности и удовлетворяет их через взаимодействие с вещной окружающей средой потребляя ее ресурсы.
Личностное бытие складывается из существования человека как индивидуальности, обладающей уникальными психическими особенностями, системой идеалов и ценностей, а также активной позицией по отношению к окружающему миру, В отличии от прочих живых существ человек не только адаптируется к условиям среды, но и активно меняет ее приспосабливая под собственные потребности и взгляды. Как личность он выстраивает собственную индивидуальную историю жизни.
Бытие в социуме является наиболее характерным и определяет всю специфику человеческого бытия. В то время как все прочие живые существа обитают в непосредственной природе, человечество создало для себя природу вторую – культуру, искусственную информационно-материальную среду, в которую каждый человек интегрируется с момента своего рождения. Становления человека, именно как социального существа, субъекта деятельности и личности вне этой среды попросту невозможно, о чем свидетельствуют случаи детей-маугли, чье развитие остановилось на уровне индивида. В течении всей своей жизни человек находится в социальном окружении становясь частью чего-то большего – общества, общественного сознания, как динамического процесса осознания обществом самого себя.
Культура как фактор специфики бытия
Значимым отличием человеческого бытия, от бытия животных является способность человека к волевому контролю, его относительная независимость от собственного тела, биологически детерминированных потребностей. Так животные всегда используют кратчайший путь удовлетворения потребности из всех им доступных, сложные формы поведения вырабатываются у них в результате научения – формирования условных рефлексов и функционируют до тех пор, пока конкретная нейронная цепочка приводит к закономерному результату, т.е. получает подкрепление.
Попытки редуцировать поведение человека к подобной биологизаторской модели предпринимаемые в частности в рамках бихевиорального подхода потерпели закономерный крах, так как несмотря на идентичные условия среды и стимуляцию люди все равно демонстрировали различные модели поведения.
Причина заключается в том, что человек, благодаря усвоению культуры, ее норм и правил, ценностей, формирует у себя множество как осознаваемых, так и не осознаваемых убеждений, иерархии мотивов, в которых те же биологические потребности вполне уравновешиваются не менее, а иногда и более ценными социальными и нравственными ценностями и потребностями.