Представления о философии в современное время
Философия возникла около трех тысяч лет назад, примерно в одно и тоже время, в различных регионах земного шара. В Китае, Индии, на ближнем востоке и в Греции возникли первые учения и системы, которые попытались систематизировать знания и представления человека о мире, выйти за пределы мифорелигиозного мировоззрения. С тех пор философия прошла длительный путь своего развития, трансформируясь вместе с обществом.
Однако и на современном этапе своего развития, как и в глубокой древности, философия не представляет собой единого, монолитного учения или теории. Не существует и единого подхода к понимаю сущности философии, ее главной задаче и цели. Наиболее общепринятым является академический подход, согласно которому философия представляет собой науку о соотношении системы мир-человек, в рамках исследований которой закладывается проблематика всех частных наук, а также выстраивается их логика и методология. Философия играет роль центральной прогностической силы, которая предсказывает как направление развития науки и общества, так и стремится дать адекватные инструменты для его осуществления, определяя верхний предел познания. Как следствие философия должна строится на общенаучных основаниях, т.е. быть доказательной, содержать в себе критику выводов и теорий, соотносится с фактами реальности.
Иная точка зрения состоит в том, что философия – это особая точка зрения. Философия рассматривается скорее, как культурный, а не научный феномен, она представляет собой квинтэссенцию общественного сознания, определенное мировоззрения и мировосприятие, в рамках которого находят свое разрешение всеобщие вопросы о мире, человеке, их отношениях, а также определяется предельная сущность бытия и всех его форм. На первое место выдвигается не изучение явлений и фактов действительности, а интеллектуальная интуиция и размышление конкретного автора, его способ видения мира, как своеобразный слепок общественного сознания, который не нуждается ни в доказательстве, ни в критике, а ценен сам по себе.
Вне зависимости от превалирования той или иной точки зрения на сущность философии, ее структура и проблематика, данную структуру определяющая, остается неизменной. В качестве структурных элементов философии можно выделить:
- онтологию,
- гносеологию,
- логику,
- социальную философию,
- аксиологию,
- историю философии.
Онтология, гносеология, логика
Онтология – это раздел философии, посвященный проблематике бытия.
Онтология является одним из наиболее ранних разделов философской науки. Любая теория или учение философии не может обойти стороной решение онтологических вопросов о сущности бытия, мира. Даже если эти вопросы напрямую не рассматриваются тем или иным мыслителем, он неизбежно должен сформировать определённую картину мира исходя из которой станут ясны его воззрения. К числу наиболее хрестоматийных онтологических теорий, можно отнести противостояния двух точек зрения:
- идеалистической и материалистической;
- метафизической и диалектической.
Идеалисты предполагают, что окружающий мир в той или иной степени является либо идеальным, т.е. существующим в виде мысленной формы, идеи высшего существа (сон Брахмы) или даже самого человека, либо материальная реальность представляет собой проекцию идеального мира и вторична по отношению к нему.
Материалисты напротив признают существование лишь материальной реальности, отрицая действительность каких-либо тонких материй, субстанций, высших существ и т.д. Для них мир выражен в материальных тел и человек, во всей совокупности его качеств является таким же материальным телом.
Если материалистическая и идеалистическая позиции рассматривают вопрос о сущности мира, то метафизика и диалектика о его постоянстве или же развитии. Метафизическое учение основывается на том, что существуют некие абсолютные субстанции, которое являются первоначалами всего (стихии, бог, высший разум), и мир, который является их порождением несмотря на свою внешнюю изменчивость по своей сути статичен, постоянен. Диалектика в свою очередь указывает на существовании в мире противоборствующих начал, взаимодействие которых ведет к его движению и развитию. Формой этого развития является разрешение накопленных противоречий и выход на более высокий уровень функционирования.
Гносеология – это раздел философии, посвященный проблематике познаваемости и методов познания мира.
Гносеология возникла вслед за онтологией, однако ее расцвет пришелся на Новое время, когда познавательная проблематика стала для философии центральной. Для гносеологии также характерен плюрализм мнений относительно как принципиальной возможности познания мира, от агностицизма, т.е. признания невозможности в действительности узнать хоть что-либо, до позитивизма, т.е. уверенности в безграничных возможностях человеческого разума по познанию природы. Спорным является и вопрос методов. Рационалистическая точка зрения связывает познание с деятельностью человеческого разума, в то время как эмпиристическая предполагает, что источник знания находится в опыте.
Логика представляет собой учение о правильной форме и построении философской мысли. Соблюдение логики не только придает философским идеям стройность и красоту, но также позволяет проверить их значимость и объективность исходя из связей с уже существующими знаниями.
Аксиология, социальная философия и история философии
Аксиология рассматривает проблемы ценностей. Она сосредоточена в первую очередь на сути бытия человека и общества и их взаимодействии, через категорию ценностей, как необходимого условия бытия отдельного человека. Разные виды ценностей создают смысловое поле жизнедеятельности личности и связывают его с социумом, потеряв ценности человек впадает в экзистенциальный кризис.
Социальная философия целиком сосредоточена на проблематике общества, его сущности, возникновении и развитии, структуре и взаимоотношениях которые складываются как внутри общества, так и между ними.
История философии представляет собой один из важнейших структурных элементов науки, так как философская мысль любого периода рождается на основании переосмысления достижений предшественников, сопоставлении философских идей мыслителей прошлого с современными реалиями мира, в котором обитает философ.