Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Различные интерпретации общества в истории социально-философской мысли

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Различные интерпретации общества в истории социально-философской мысли
Различные интерпретации общества в истории социально-философской мысли
Определение 1

Социальная философия – это раздел философии, который подвергает осмыслению жизнь общества во всех ее общих и частных проявлениях как исторически изменчивую самоорганизованную и саморазвивающуюся систему.

Философское рассмотрение общества до начала XIX века

В истории социальной философии общество рассматривается как некая саморазвивающуюся система, обладающая целостностью и подчиняющаяся закон всеобщей исторической эволюции. Социальная философия стремится выявить потенциал человека в обществе, проанализировать его общественное бытие. Человек так или иначе всегда был предметом для философских размышлений, поэтому в той или иной степени социальные мотивы всегда присутствовали в философии.

Готовые работы на аналогичную тему

В античный период наиболее выдающиеся идеи в области общества и его природы высказывали Платон и Аристотель. Круг вопросов, которые рассматривали античные философы, достаточно широк, по сути, это все те же современные вопросы социальной философии:

  • процесс возникновения общества;
  • структура общества, сословия и рабство;
  • вопросы воспитания и обучения;
  • основы экономической жизни общества;
  • управление обществом;
  • этические проблемы жизни общества и т.д.

Платон считал, что общество возникает в тот момент, когда один человек не может удовлетворить свои потребности. В его идеальном обществе существует три больших социальных группы: философы (правители), воины и ремесленники-земледельцы (производители). У каждой группы есть свои естественные склонности к выполнению определенных социальных ролей. У философов преобладает разум, у воинов – воля, а у ремесленников и земледельцев – чувственность и влечения, поэтому ими следует управлять. Платон подчеркивает необходимость справедливого характера общества при таком устройстве.

Для Аристотеля в качестве основной проблемы выступает политическое устройство общества и этика. Для Аристотеля человек – это социальное существо, которое не может выжить вне общества. Общину он представлял как большую семью, а само общество как совокупность или сообщество общин. Выделяя отдельно рабов, наличие которых для него совершенно естественно, Аристотель называл три класса свободных граждан: богатые, средний класс и крайне бедные. Для того, чтобы государство было сильным, ему особо необходим средний класс. Люди объединились для достижения общего блага, на этой основе возникает государство. Аристотель различал хорошие и плохие формы государства. К числу хороших форм он относил монархию, аристократию и политею, а плохими признавал тиранию, олигархию и демократию.

В эпоху средневековья линию Платона и Аристотеля продолжил Макиавелли, итальянский политик и дипломат. В совей книге «Государь» он излагает свою позицию на устройство государства и общества. Однако Макиавелли главный упор переносит не на структуру общества, а на личность правителя. Чтобы успешно руководить обществом, политик должен хорошо понимать три основных правила или закона, по которым функционирует общество:

  • человеческими поступками правит честолюбие, отсюда следует постоянная борьба за власть: те, кто наверху социальной лестницы, стремятся ее сохранить, зная какой ценой она досталась, те же, кто ее обделен, считают себя обойденными и будут стремится ее получить, поэтому все действуют из своих личных интересов;
  • умный правитель не будет выполнять все свои обещания, поскольку тогда он поставит себя в зависимость от низов, это слабый правитель, интересы низов и массы могут не совпадать со стратегическими интересами государства и даже противоречить;
  • творить зло надо сразу, а добро – постепенно, поскольку единовременная жестокость и наказание лучше переносится обществом, чем растягивать карательные меры во времени.

Начиная с античности и до XVII века для многих мыслителей понятия государство и общество были слиты. Сама отдельная категория общества появляется только в период XVII – XVIII вв., когда проблемное поле философии существенно расширяется. В XIX веке происходит оформление социальной мысли в отдельное направление, которое ныне существует под названием социология.

Общество в философии XIX – нач. XX века

Создателем социологии считается О. Конт. Он считал, что новая наука должна быть основана на принципах позитивизма. Именно Конт отметил закономерное и прогрессивное развитие общества, что составило его учение о социальной динамики. Он подчеркивал, что на развитие общества влияют многие факторы, такие как биологические, географические, астрономические и даже расовый состав населения.

Многие идеи Конта воспринял и дальше развивал английский философ и социолог Г. Спенсер. Он являлся сторонником органической школы в социологи, т.к. считал, что общество развивается по законам биологической эволюции, а в качестве определяющего фактора выступает принцип естественного отбора. Таким образом, общество по своей структуре напоминает живой биологический организм, состоящий из взаимосвязанных частей. Именно Спенсер вводит понятие «социальное равновесие», под которым подразумевает результат компромисса людей и социальных институтов.

Э. Дюркгейм является автором теории социального реализма. Он полагал, что все социальные явления можно объяснить при помощи социальных фактов, представляющих элементы социальной реальности. Они существуют объективно и не зависят от воли единичного субъекта. Рождаясь, человек уже предопределен испытать на себе воздействие определенной социальной среды с ее взглядами, религией, нормами и традицией, существующей экономической и политической системой. Господствующие социальные нормы приводят к тому, что человек испытывает на себе социальное принуждение. В качестве одного из социальных факторов Дюркгейм особо выделял разделение труда. Разделение труда создает определенные связи в структуре общества, а также закладывает основу под формирование социальной солидарности.

Значительный вклад в историю социальной философии внес К. Маркс, создавший свое собственное материалистическое понимание истории общества. Основу общества составляет экономический способ производства (базис). Способ производства представляет собой совокупность производительных сил и производственных отношений. Общество предстает как единый социальный организм, первичной функцией которого является производство материальных благ. Производственные силы и отношения могут вступать в противоречие, когда они начинают не соответствовать друг другу, появляется кризис, решение которого заключается в смене старых производственных отношений на новые, более прогрессивные. Зачастую это ведет не только к экономическим, но и политическим изменениям, т.е. меняется политическая надстройка общества.

Современный период социальной философии

Современный период в развитии социальной философии начинается со второй половины XX века. Наряду со старыми проблемами, связанными со структурой общества, движущими силами развития общества и т.д., появляются новые предметы изучения, а также формируется новая установка – субъективизм. Современный этап в развитии философии общества представлен многочисленными фамилиями, концепциями и идеями, которые трудно увязать в рамки стройной системы. Поле современных воззрений на общество колеблется от традиционных объективистских идей до постмодерна. К числу современных социальных философов относятся Р. Арон, П. Бурдье, А. Шюц, К. Мангейм, Л. Гольдман, Н. Луман, Ю.Л. Качанов, Л.Г. Ионин, В.А. Ядов и др.

comments powered by HyperComments