Биография Симеона Богослова
Симеон Новый Богослов – монах, византийский богослов, аскет, автор «Гимнов» (поэтические духовные стихи), один из наиболее заметных представителей традиции исихазма, мистический писатель Православной церкви. Вместе с двумя великими церковными богословами – Иоанном Богословом и Григорием Богословом, Симеона удостоили имени Нового Богослова. Его почитает Православная церковь в лике преподобного, память о нем совершают 12 (25) марта.
Родился Симеон в 949 году в Малой Азии, в Хрисполисе (сегодня это один из районов Стамбула) в богатой и знатной семье, он получил хорошее образование, однако с ранних лет склонялся к уединению и монашескому образу жизни. Симеон – это имя, данное ему в монашестве, мирское его имя было Георгий.
Под покровительством властного дяди он стал служителем в почивальне императора, а позже – членом синклита. После смерти дяди, в 973Симеон Новый Богослов решил стать членом братства Студийского монастыря. Он встретил там преподобного монаха Симеона, по прозвищу Благоговейный, который и стал его духовным наставником. Его житие описал келейник этого же монастыря и его ученик преподобный Никита Стифат.
В 976 году он вернулся в Пафлагонию, где и выполнял различные поручения на государственной службе, при этом поддерживая отношения со своим духовным наставником. В возрасте примерно 27 лет Симеон вернулся в Константинополь и стал послушником в Студийском монастыре.
Однако из-за особой его привязанности к своему духовному наставнику, Симеону Благоговейному, братия и игумен монастыря высказали ему свое недовольство, так как в монастыре всегда большое значение имела личная власть игумена и соблюдение принятого распорядка. Поэтому требования, предъявленные к Симеону – отказ от духовного водительства наставника – вынудили его уехать из стен Студийского монастыря.
После этого события Симеон оказался в монастыре Святого Маманта Ксероксерского, но остался под руководством своего наставника, там же принял постриг в монахи под именем Симеона, а позже был рукоположен в иереи, после чего ему поручили наставлять других монахов. В 980 году братия монастыря избрала его в игумены.
С этого момента Симеон Богослов стал приобретать известность среди монашеской братии и жителей Константинополя. После того, как умер Симеон Благоговейный в 987 году, Симеоном было введено почитание Благоговейного, несмотря на неоднозначность его репутации. Это, а также настаивание Симеона на том, что истинной христианской жизнью подразумевается та же полнота дарований, как была в древней Церкви, и необходимость ощутимого присутствия благодати в душе христианина, вызвало конфликт между Симеоном Богословом и братией монастыря Святого Маманта.
Во время проповеди Симеона тридцать монахов из братии монастыря выступили против него и пожаловались патриарху. Но патриарх был на стороне Симеона. Однако в 1005 году Симеон был вынужден оставить игуменство, передав его своему ученику Арсению, но остался жить в монастыре.
В 1003 году произошел конфликт Симеона и епископа Никомедийского Стефана, который принадлежал к влиятельному кругу византийских интеллектуалов. Для выявление предполагаемого богословского невежества Симеона, Стефан Никомедийский, при встрече с ним, спросил мыслью или делом Отец отделен от Сына. Выбор любого из этих вариантов мог вызвать обвинение в ереси. Но Симеон понял замысел Стефана и пообещал дать письменный ответ после удаления в келью. В качестве ответа Симеон прислала 21-й Гимн Симеона, в котором указывал на то, что только если ты просвещен молитвой, можешь говорить о Боге, но тогда приходит осознание антиномичности Божественной реальности и способ различия ипостасей Троицы невозможно выразить словами. Сам же вопрос, заданный Стефаном, говорит о еретичности. Из-за этого Стефан вынес дело Симеона на рассмотрение Синода. Из-за этого уничтожили все иконы Симеона Благоговейного, а самого Симеона в 1009 году изгнали из Константинопольского монастыря Святого Маманта и он поселился в заброшенном монастыре при храме Св. Марины.
Учение преподобного Симеона Богослова
Формулируя мысли Симеона самым кратким образом, можно сказать, что для него главным в христианской вере являлся личный и непосредственный опыт богообщения. В этом он был продолжателем традиции преподобного Макария Великого. Симеон, основываясь на своем опыте, свидетельствует, что Бог открывается человеку, становясь видимым, причем не в будущих жизнях, а на Земле.
Подвижническая деятельность преподобного Симеона предвосхищает исихазм XIV века.
Симеоном было оставлено обширное литературное наследие, которое отличает глубочайшее богословское и мистическое содержание. Это:
- «Огласительные слова» - слова, которые произносятся во время игуменства в монастыре св. Мамаса.
- «Благодарения» - являются заключительной частью «Огласительных слов».
- «Богословские слова» - составлены в связи со спором о словах «Отец Мой более Меня».
- «Нравственные слова».
- различные «Послания».
- «Главы (Главизны) богословские, умозрительные и практические» - 100 глав богословских и практических, 25 глав умозрительных и богословских, а также 100 иных богословских и практических глав.
- 58 «Гимнов Божественной любви».
- 24 «Алфавитных слова».
Отдельно отставлены 33 «Слова» и трактат «Метод священной молитвы и внимания». Часть корпуса «Слов» состоит из «Огласительных слов», еще одна часть представляет собой отрывок сочинения «Сто пятьдесят глав» Константина Хрисомалла.
Известнейший труд «Метод священной молитвы и внимания» рукописные источники также приписывают Симеону, но современными исследователями отрицается его авторство.